Курсы НБРБ на 13 июля
USD/BYN
2.0342
0.01%
18:09
EUR/BYN
2.2916
0.05%
18:09
100 RUB/BYN
3.2269
0.08%
18:09
100 UAH/BYN
7.8921
0.16%
18:09
10 PLN/BYN
5.3634
0.09%
18:09
1000 KZT/BYN
5.304
0.02%
18:09
10 CNY/BYN
2.957
0.18%
18:09
GBP/BYN
2.5497
0%
18:09

В Беларуси создается Ассоциация интернет-коммерции

Компании и рынки
09:50 | 19.06.2019 | Эмма РАВИЧ, агентство 'Бизнес-новости'

В Беларуси создается Ассоциация интернет-коммерции, рассказал в ходе круглого стола "Онлайн-покупки белорусов за рубежом" руководитель маркетплейса Deal.by Максим Маринич. Помимо Deal.by в создании ассоциации будет участвовать онлайн-гипермаркет e-dostavka, в дальнейшем ожидается присоединение и других игроков. Инициаторы создания ассоциации уже провели встречу в МАРТ, которое одобрило идею.

 

"Регулятору намного проще работать с ассоциацией, которая объединяет интересы многих игроков", – считает начальник управления организации торговли МАРТ Виолетта Брезовская.

 

Как рассказал М.Маринич, в круг первостепенных задач ассоциации должно войти упрощение работы малого и среднего бизнеса в сфере интернет-торговли. "Существует дисбаланс: когда потребитель покупает товар на китайской торговой площадке, он его просто получает. Когда этот же китайский товар белорусский потребитель получает от белорусского предпринимателя, то предприниматель сталкивается с тем, что нужно пройти процесс сертификации, получить разрешения на торговлю этим товаром", – констатировал руководитель Deal.by.

 

Другой задачей ассоциации станет развитие инфраструктуры интернет-торговли, прежде всего речь идет о работе курьерских служб. Напомним, в стране уже подготовлен проект закона "О платежных системах и платежных услугах", который должен урегулировать платежи в пользу третьих лиц, а также ввести систему гарантийных фондов курьерских служб.

 

Именно с низкой степенью развития инфраструктуры в сфере складской логистики и курьерской доставки участники рынка связывают ограниченное развитие интернет-торговли в Беларуси. Несмотря на быстрый рост e-commerce – на 20% в годовом выражении – ее удельный вес в общем объеме товарооборота составляет всего 3,8%. Показатель ниже, хотя и сопоставим с украинским (по разным оценкам, 4-5%) и российским (5-7%). Годовой объем всего белорусского рынка онлайн-торговли оценивается, по разным данным, в USD 640-730 млн.

 

Примечательно, что среди онлайн-торговцев наибольший объем выручки в Беларуси генерирует AliExpress. По оценкам М.Маринича, на него приходится около USD 150 млн. По данным мартовского исследования e-data.by, из 4,7 млн белорусских потребителей, купивших за последний год что-то в интернете, 74% делали покупки в Китае. Для сравнения: лишь 3% за последний год покупало что-то через Интернет в России, столько же – в Польше, 5% – в США.

 

Однако интерес белорусской аудитории к покупкам за рубежом растет. Российский интернет-магазин Ozon в этом году сумел увеличить объем заказов из Беларуси в 2,5 раза и нарастить количество новых клиентов на 25%. Средний чек белорусских клиентов в 2019 году составляет RUB 3 288. При этом в материалах компании не содержится данных о числе покупателей из Беларуси.

 

Рост заказов из Беларуси руководитель направления международной логистики Ozon Дмитрий Лавров связывает с инициативами, реализованными компанией в первой половине 2019 года. Это увеличение наименований товаров (до 1 млн SKU), доступных для заказа белорусам, и сокращение срока доставки до 24 часов в Минск и до 72 часов – в областные центры. Кроме того, Ozon запустил доставку в почтоматы службы доставки DPD в Минске (всего установлено 10 почтоматов).

 

Усиление конкуренции между белорусскими интернет-магазинами и зарубежными торговыми площадками также может войти в круг тем, которым уделит внимание создаваемая ассоциация. К примеру, сооснователь онлайн-гипермаркета 21vek.by Павел Матусевич указал на то, что к заказу в Беларусь на Ozon доступны товары бакалейной группы.

 

Белорусским онлайн-торговцам для доставки продуктов питания нужно обеспечить курьеров санкнижками. В то же время курьерская служба, доставляющая товар в Беларусь, не обязана отслеживать содержание посылки. А учитывая, что договор на доставку отправления между отправителем (интернет-площадкой) и курьерской службой заключается вне территории Беларуси, соответствовать белорусскому законодательству он и не должен. Соответственно, в теории курьеры службы доставки могут доставлять продукты питания без санкнижек.

 

На практике такое положение дел едва ли ухудшает условия работы белорусских интернет-магазинов. Во-первых, доля заказов продуктов питания из-за рубежа крайне мала. Во-вторых, среди всех белорусских клиентов Ozon 85% выбирает доставку в пункт выдачи заказов и только 14% – курьерскую доставку.

 

Однако принимая во внимание увеличение скорости доставки и развитие логистики, в будущем подобные вопросы могут обрести актуальность.


Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с соблюдением Правил перепечатки.