Курсы НБРБ на 20 сентября
USD/BYN
1.9405
0.12%
16:40
EUR/BYN
2.3262
0.58%
16:40
100 RUB/BYN
3.3373
0.84%
16:40
100 UAH/BYN
7.4292
0.27%
16:40
10 PLN/BYN
5.4167
0.29%
16:40
1000 KZT/BYN
5.6802
0.2%
16:40
10 CNY/BYN
2.948
0.07%
16:40
GBP/BYN
2.6183
0.2%
16:40

Светлана СТАРОВОЙТОВА: приоритет 2016 года – качественный рост, но не исключаем расширения сети



Холдинг "Аптека групп" за последние годы стал крупнейшей частной фармацевтической компанией в Беларуси. Пик ее роста пришелся на период обострения кризиса. Как это повлияло на стратегию и тактику развития "Аптеки групп" в интервью агентству "Бизнес-новости" рассказывает директор Управляющей компании холдинга "Аптека групп" Светлана СТАРОВОЙТОВА.

 

– Светлана Михайловна, каким был 2015 год и начало 2016 года для холдинга "Аптека групп"?

 

– Для белорусского бизнеса, да и для нашей сети это непростой период. Но нам удалось сохранить стабильную ситуацию в компании и продолжить развитие.

 

Безусловно, мы оптимизировали ряд бизнес-процессов: изменили логистику поставок, переведя все закупки со стороны розничных компаний на склад нашей оптовой компании, автоматизировали и перевели в централизованное управление системы заказа товара ценообразования, провели слияние отдельных дочерних компаний холдинга. Мы считаем важным то, что не пошли путем снижения затрат через сокращение персонала. Насколько я знаю, сегодня путем сокращения персонала пошли многие крупные компании. Мы же всегда видели и видим потенциал и ценность компании в людях, которые работают с нами, тем более что многие стоят у истоков ее создания. Сегодня в компании работает свыше 1 200 специалистов.

 

Что касается финансовых показателей, то динамика оптовых и розничных продаж в 2015 году по отношению к 2014 году была со знаком "+" в белорусских рублях и знаком "-" в валюте. По планам мы рассчитывали на рост в валюте, но реальность внесла свои корректировки. Нужно помнить, что курс доллара к белорусскому рублю вырос за 2015 год более чем на 50%. Прибыльность компании нам удалось сохранить на прежнем уровне.

 

– На протяжении уже довольно долгого времени вы активно расширяетесь, размещаете объявления о готовности взять в аренду помещения под аптеки. Как на ваше желание расширяться повлиял кризис?

 

– До 2015 года мы действительно активно расширялись, принимая в состав холдинга новые аптечные сети. Сегодня розничная сеть холдинга насчитывает 220 аптек. Кроме них в состав холдинга входят управляющая компания, оптовая компания, медицинский центр, редакция специализированного журнала для фармацевтических работников, IT-компания.

 

В прошлом году мы больше работали над унификацией работы уже действующих сетей холдинга. Привели к единообразию во всех компаниях логистику поставок, документооборот (частично внедрили в электронном виде), ассортиментную и ценовую политику, маркетинговую деятельность и работу с персоналом (единая система мотивации, общие стандарты работы и программы обучения). Что касается 2016 года, то основная наша задача сегодня – работа над качественным ростом, а не над количественным.

 

– Аптека Групп – самый активный игрок на рынке M&A в фармсекторе. Но неорганический рост бизнеса – это и весьма рисковый путь. Что показал кризис: удалось ли вам не допустить появления негативных следствий быстрого роста?

 

– Мы испытывали отдельные сложности, связанные с активным ростом, главным образом, в унификации бизнес-процессов каждой аптечной сети и внедрении единых подходов в управлении. Но с 2015 года и по сегодняшний день мы усиленно работаем именно над качеством всех процессов движения товаров аптечного ассортимента от поставщика к покупателю, а также изучаем и внедряем современные инструменты маркетинга и логистики.

 

В 2013 году мы внедрили такой инструмент маркетинга, как категорийный менеджмент. Данный инструмент давно применяется в торговых сетях, но в аптеки пришел недавно. Основные задачи, которые помогает решить категорийный менеджмент, это оптимизация ассортимента, полочного пространства, ценообразования, управления складскими запасами и промоактивностью. В результате хорошо спланированной работы соответствующих структур можно рассчитывать на повышение эффективности сформированного ассортимента.

 

Также мы активно разрабатываем и внедряем в работу аптек различного рода акции и специальные предложения по снижению цен для покупателей.

 

Что касается логистики, то сегодня наша система позволяет ежедневно доставлять товар по всей Беларуси в каждую аптеку, с которой мы работаем. Внутреннее движение товара сопровождается электронным документооборотом. Закупки товара на склад идут в основном посредством прямых поставок от производителей, в т.ч. и иностранных. Организовано адресное хранение товаров на складе. Также мы имеем возможность управления параметрами заявки в аптеке. В ближайшие 2 месяца планируем вывести заявку на автоматическую работу, т.е. минимизировать влияние человеческого фактора, а также сконцентрировать работу специалистов аптек главным образом на покупателях и уровне сервиса для них.

 

– Как вы оцениваете состояние фармацевтического рынка Беларуси? Как он реагирует на кризис?

 

– Лекарственные средства – это товары неэластичного спроса, поэтому потребность в них есть и будет независимо от экономической ситуации. Что касается розничного фармацевтического рынка Беларуси, то в 2015 году в деньгах он не вырос и даже пошел вниз. Правда, это больше связано не со снижением потребления лекарственных средств, а скорее с выведением на рынок отечественных препаратов, которые более доступны по цене. Думаю, в 2016 году можно ожидать снижения продаж товаров сопутствующего ассортимента: БАДов, косметических средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения.

 

– Как вы оцениваете долю "Аптеки групп" на рынке фармацевтической розницы Беларуси?

 

– Сегодня нет полной и достоверной аналитической информации о фармрынке Беларуси, поэтому нет возможности однозначно определить долю. При этом мы постоянно анализируем ситуацию на рынке, с целью определить собственную долю в реализации той или иной группы товаров. Согласно данным внутренней аналитики в зависимости от группы товаров наша доля колеблется от 4,5% до 8%. Мы стремимся к тому, чтобы доля занимаемого нами рынка в направлениях, которые являются для нас приоритетными в стратегическом развитии, продолжала расти.

 

– В феврале 2016 года "Аптека групп" вышла на рынок с новым форматом – аптечный дискаунтер. Это антикризисное предложение или все же стратегический шаг развития аптечного ритейла в Беларуси?

 

– Мы стараемся в работе всегда быть ориентированными на потребности наших покупателей. Сегодня вопрос цены на лекарства важен. Проект аптечного дискаунтера – это скорее своевременное реагирование на изменения в потребностях рынка и поддержка наших покупателей с позиций доступности лечения и, безусловно, сохранения лояльности к нашим аптекам.

 

– Учитывая административное регулирование маржи во всех звеньях цепочки попадания лекарства на полки аптек, насколько реализуем формат аптечного дискаунтера в Беларуси?

 

– Это сложный и трудоемкий, а также достаточно затратный проект. Его реализация возможна только при управляемой ассортиментной политике и качественно реализованной логистике. Наша оптовая компания работает по прямым контрактам с производителями, что дает возможность при увеличении объемов продаж предлагать покупателю более низкую цену с учетом глубины скидки от производителя. Поэтому для аптек-дискаунтеров мы применяем в системе ценообразования алгоритм неполных наценок в опте и в рознице либо полное их отсутствие на отдельные наименования. Эффективная логистика и соответствующие объемы продаж позволяют предложить покупателю низкие цены на лекарства.

 

– С чем связана необходимость перехода аптек компании под один бренд?

 

– В первую очередь это сделано для узнаваемости среди покупателей. Сегодня в аптечных сетях холдинга реализован ряд проектов, которые не имеют территориальной привязки и дают возможность покупателю получить дополнительные услуги в любой аптеке ADEL холдинга (программы лояльности, обслуживание страховых полисов, участие в акциях и социальных проектах).

 

– Ваша компания выросла из регионального игрока в крупнейшую в Беларуси частную сеть. Аптеки новых форматов вы открываете в регионах. Почему Минск, кажется, находится на периферии ваших интересов?

 

– История создания компании действительно начинается с Витебска. Если говорить о холдинге, то работа дистрибьюторской компании организована в настоящее время так, что мы осуществляем ежедневную доставку товаров по всей Беларуси. В Минске у нас достаточно много клиентов среди аптечных сетей, которые обслуживает наша дистрибьюторская компания. Поэтому мы не ограничены в представленности, в том числе и в Минске. Безусловно, нам интересен Минск, учитывая высокую плотность населения и наличие возможности расширения количества аптек – сюда приоритет. Что касается небольших населенных пунктов и городов, то основная сложность здесь – отсутствие соответствующих кадров, т.е. специалистов с фармацевтическим образованием. Открыть аптеку в таких местах непросто.

 

– Кроме аптечного бизнеса в составе холдинга "Аптека групп" есть медицинский центр и специализированный журнал. Намерены ли Вы расширять эти направления работы холдинга?

 

– Мы планируем развиваться во всех имеющихся на сегодня направлениях, но в этом году мы ставим основной задачей качественный, а не количественный рост в том числе и аптечной сети, т.к. именно аптеки работают напрямую с покупателями. Хотя при наличии действительно интересных и перспективных предложений по покупке аптек мы не исключаем расширение.

 

– Каким, по вашему мнению, выйдет рынок фармацевтической розницы из текущего кризиса?

 

– Более сильным и качественным, т.к. любой кризис – это не только сложности, но и новые возможности совершенствования работы. На наш взгляд, основные компоненты успеха аптечных сетей в кризис – это централизованное автоматизированное управление базовыми направлениями внутренней деятельности: ассортиментной политикой, ценообразованием, маркетинговой деятельностью, кадровой политикой. Такой подход позволяет быстро реагировать и подстраиваться под изменения в рынке, сохраняя главным приоритетом удовлетворение потребностей покупателей.

 

Фармрынок Беларуси уже достаточно сформирован и понятен, не думаю, что в ближайшей перспективе он будет претерпевать глобальные изменения и расти по количеству игроков, скорее будет продолжаться слияние отдельных компаний в более крупные либо присоединение и поглощение более мелких сетей крупными.

 

– Каким вы видите холдинг "Аптека групп" в перспективе 1, 3, 5 лет?

 

– В ближайшем будущем мы планируем наладить производство безрецептурных лекарственных средств. Нам интересен данный сегмент фармацевтического рынка. Уже сделаны первые уверенные шаги по его освоению. Отдельное направление нашего развития – взаимодействие с лечебно-профилактическими учреждениями. Кроме того, мы продолжим работу над расширением линейки товаров собственной торговой марки, развитием логистических услуг и услуг, предоставляемых в интернете.

 

По законодательству торговля лекарственными средствами через интернет в Беларуси запрещена и в ближайшее время здесь изменений не планируется. Но сам ресурс интернет-торговли сегодня активно развивается и не может быть оставлен нами без внимания. Мы планируем качественно развивать услугу интернет-бронирования в наших аптеках.

 

В перспективе возможен консалтинг в сфере розничного фармбизнеса. Сегодня на рынке существуют небольшие сети, которым интересны разработка и опыт внедрения ряда современных инструментов работы, в т.ч. анализ рынка и предоставление IT-поддержки.

 

Какое бы из направлений мы не развивали, нам интересна как прибыльность проектов, так и развитие фармрынка Беларуси.

 

В целом, мы останемся стабильной и развивающейся компанией, которая уверенно смотрит вперед и гарантирует надежное и долгосрочное сотрудничество своим партнерам, сотрудникам и клиентам.

 

Подготовил Алесь СЕРЖАНОВИЧ.

Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с указанием авторства "Бизнес-новости" и наличием активной ссылки на сайт doingbusiness.by.