Курсы НБРБ на 22 ноября
USD/BYN
2.0047
0.15%
18:21
EUR/BYN
2.3539
0.03%
18:21
100 RUB/BYN
3.3743
0.14%
18:21
100 UAH/BYN
7.5578
0.02%
18:21
10 PLN/BYN
5.5585
0.27%
18:21
1000 KZT/BYN
6.0647
0.32%
18:21
10 CNY/BYN
3.0217
0.08%
18:21
GBP/BYN
2.654
0.05%
18:21

Решение ЕЭК может осложнить передвижение грузов между странами ЕАЭС

ЕАЭС
16:55 | 23.06.2017 | Полина ЛЕГИНА, агентство 'Бизнес-новости'

ЕЭК разработала проект решения о дополнительных мерах по усилению контроля за перемещением между государствами-членами продукции, не соответствующей требованиям ЕАЭС.

 

Проект решения обязует правительства стран ЕАЭС обеспечить государственный надзор за обращением грузов, чтобы не допускать перемещение через внутренние границы ЕАЭС продукции, "не соответствующей требованиям Союза, в том числе без документов, предусмотренных правом Союза, а также продукции, в отношении которой одним из государств-членов Союза введены специальные экономические меры".

 

Контроль должен осуществляться без введения пунктов контроля на границах между странами ЕАЭС, чтобы не препятствовать свободному перемещению грузов. В случае выявления "плохой" продукции ее предлагается выводить из обращения, вплоть до уничтожения, при этом отсутствие документации, подтверждающей безопасность и обеспечивающей прослеживаемость продукции, считается основанием для ее уничтожения.

 

Также проект решения предполагает создание инспекционной группы из представителей ЕЭК и стран-членов, которая будет проводить выборочный контроль за перемещением грузов. Кроме того, проект документа обязует правительства в I квартале 2018 года внедрить национальные информационные системы, обеспечивающие обмен между органами стран-членов – для прослеживаемости товаров, подлежащих ветеринарному и фитосанитарному надзору.

 

Можно предположить, что инициатива является продолжением российской политики, направленной на предотвращение контрабанды и борьбу с санкционными товарами, будь то продукция из стран нон грата либо с предприятий, попавших под запрет Россельхознадзора. Странами-объектами предлагаемого контроля видятся в первую очередь Беларусь и Казахстан, граничащие с Россией и регулярно обвиняемые в нелегальных поставках санкционной либо некачественной продукции. Причем речь идет об установлении не приграничного контроля за экспортными и импортными грузами, а внутреннего контроля фактически всех перемещаемых грузов.

 

Документ был подготовлен по результатам дискуссии на заседании Совета ЕЭК, состоявшегося 17 мая, а в белорусской бизнес-среде его увидели во второй декаде июня. Эксперты Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского, проанализировав проект, выступили с аргументами против.

 

По мнению БСПН, решение ЕЭК в предложенной редакции будет означать введение тотального контроля за перемещением любых товаров по территории государств - членов ЕАЭС, а это влечет за собой издержки как со стороны бизнеса, так и со стороны госорганов каждой страны.

 

"Смущает отсутствие унифицированного перечня документов, которые должны сопровождать груз, – говорится в заявлении БСПН. – Не дано четкое определение специальным экономическим мерам (следует полагать, речь идет о санкциях Российской Федерации в части ограничения ввоза товаров из некоторых стран). Непонятны механизм получения информации о введении таких ограничений членами ЕАЭС и то, как информация будет доводиться до госорганов и коммерческих организаций".

 

Как подчеркивают в бизнес-союзе, предоставление права контролирующим органам конфисковывать и уничтожать продукцию без решения суда подрывает конституционный принцип защиты собственности, а также влечет за собой постоянные споры между контролирующими органами и бизнесом. Все это крайне негативно скажется на деловом и инвестиционном климате ЕАЭС, уверены в БСПН.

 

"Согласно проекту, в каждой из стран будет определен некий орган, который будет контролировать перемещение грузов, – рассуждает сопредседатель правления, директор БСПН Жанна Тарасевич. – Но нужно для начала понять, что это за контролирующий орган, какое право он будет иметь проверять документы, и какими эти документы должны быть. Ведь они у нас, по большому счету, не унифицированы. В Беларуси одни сопровождающие документы, в России – другие, в Казахстане – третьи. Без наличия документов груз можно утилизировать, но что значит "без наличия"? Может, документы есть, но забыты. Или документы есть, но в них не хватает какого-то реквизита. Или товар в машине находится под санкциями, а другой – нет. Как здесь поступать? Вопросов больше, чем ответов".

 

По мнению БСПН, вводить дополнительный контроль следует не ранее, чем будут созданы национальные системы, обеспечивающие обмен информацией между государствами о перемещении продукции.

 

Такая работа уже проводится, отмечают в БСПН. Так, в Беларуси введена система электронных счетов-фактур по НДС, в которых указывается практически вся информация о движении продукции. "Доработка и адаптация данной системы в рамках ЕАЭС позволят устранить проблему взаимозачета по уплате НДС и помогут ей стать основой для новой системы контроля за перемещением товаров, – заявляют в бизнес-союзе. – В ускорении работ в данном направлении бизнес заинтересован и будет поддерживать любые инициативы".

 

Свои замечания и предложения БСПН направило в Минэкономики. По данным бизнес-союза, в госорганах солидарны с позицией БСПН.

 

"Минэкономики прислало нам оперативный ответ с благодарностью за высказанные аргументы. В нем говорится, что Беларусь будет отстаивать позицию, согласно которой данный документ преждевременный и требует серьезной доработки", – сказала Ж.Тарашкевич.

 

В Минэкономики агентству "Бизнес-новости" не смогли оперативно изложить позицию ведомства, заверив лишь, что со всей тщательностью изучат аргументы БСПН.


Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с указанием авторства "Бизнес-новости" и наличием активной ссылки на сайт doingbusiness.by.