Курсы НБРБ на 18 ноября
USD/BYN
2.005
0.09%
17:01
EUR/BYN
2.3648
0.01%
17:01
100 RUB/BYN
3.3615
0.45%
17:01
100 UAH/BYN
7.5675
0.15%
17:01
10 PLN/BYN
5.574
0.13%
17:01
1000 KZT/BYN
6.0392
0%
17:01
10 CNY/BYN
3.0221
0.15%
17:01
GBP/BYN
2.6564
0.33%
17:01

На создание депозитно-залоговой системы сбора тары потребуются инвестиции в размере EUR 100 млн

Компании и рынки
19:11 | 06.09.2017 | Полина ЛЕГИНА, агентство 'Бизнес-новости'

Депозитно-залоговую систему (ДЗС) обращения с упаковкой планируется ввести в Беларуси в 2020 году, для ее создания потребуются инвестиции в размере EUR 100 млн. Об этом рассказал начальник управления по обращению с вторичными материальными ресурсами  ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" (структура Минжилкомхоза) Анатолий Шагун.

 

Введение ДЗС является одним из мероприятий госпрограммы "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2016 – 2020 годы, а также предусмотрено недавно утвержденной Национальной стратегией по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в РБ на период до 2035 года. Система экономически стимулирует население возвращать использованную упаковку: покупая товар в таре, потребитель уплачивает за нее сумму залога, а при возврате пустой тары получает деньги обратно. Инициаторы ДЗС рассчитывают, что она кратно увеличит процент сбора ПЭТ-бутылок, стекла и алюминиевых банок. На упаковку из-под молочных продуктов система не может распространяться по санитарным причинам.

 

"Эта система интересна своей высокой эффективностью, – рассказывает А.Шагун. – Сейчас, в условиях раздельного сбора отходов, мы собираем порядка 30% всей упаковки, которая выходит на рынок, остальная тара идет в смешанных отходах. А депозитная система позволяет выйти на 80% и более сбора (при оценочном годовом рынке тары 1,8 млрд единиц – Прим. "Бизнес-новости"). При этом затраты на функционирование обеих систем сопоставимы".

 

Согласно утвержденной национальной стратегии, к 2020 году повторно должно использоваться не менее 25% общего объема образующихся твердых коммунальных отходов (ТКО), к 2030-му – не менее 40%, к 2035-му – не менее 50%. В настоящее время вторичное сырье извлекается лишь из 15% отходов, информируют представители Минжилкомхоза, остальные отходы захораниваются на полигонах. Нарастить эту долю до 25% можно за счет увеличения сбора вторсырья, которое годится в переработку, уверены в министерстве. Дальнейший рост придется обеспечивать за счет производства RDF-топлива, компостирования органики и сжигания мусора с выработкой тепло-и электроэнергии.

 

Переработчики вторсырья неоднократно поднимали проблему дефицита собираемых ресурсов из-за плохо налаженного сбора и несправедливой системы компенсации сборщикам отходов в рамках указа президента №313 ("О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" от 11 июля 2012 года"). Например, могилевский переработчик полимерной упаковки "РеПлас-М" заявлял, что вынужден дозагружать предприятие импортными ПЭТ-бутылками из Польши и Украины. Если благодаря ДЗС процент собираемости пластиковой упаковки вырастет с 30% до 80%, это не только облегчит экологическую нагрузку, но и решит вопрос с загрузкой мусороперерабатывающих предприятий. Однако воплотить ДЗС будет не так просто, признают в Минжилкомхозе.

 

То, что кажется элементарным с точки зрения потребителя (купил напиток, заплатил залог – вернул бутылку, получил залог), довольно сложно интегрировать в бизнес. "С точки зрения бизнеса взаимодействуют три стороны: производитель, торговля и координатор, – поясняет А.Шагун. – Производитель товаров во всех странах является той стороной, которая дополнительно к стоимости товара вносит залог. Покупатель уплачивает залог торговле, торговля перечисляет эти деньги производителю, производитель снова вносит залог координатору, который решает финансово-организационные вопросы. И таким образом информационно-финансовый поток замыкается. Но в этих отношениях неизбежно возникает кассовый разрыв, ведь товар производится сегодня, а реализуется завтра. Это самый сложный для обсуждения вопрос: кто кому и через сколько времени платит. И здесь важно учесть интересы производителей, принять меры по покрытию кассового разрыва".

 

Поэтому из EUR 100 млн – суммы, в которую оценивается внедрение ДЗС в Беларуси – порядка EUR 40 млн должны пойти на преодоление этого кассового разрыва. "40% – это те оборотные средства, которые необходимы чтобы запустить систему, – проинформировал А.Шагун. – Фактически координатору нужно авансировать и торговлю, и производителей, пока товар не будет продан и живые деньги не придут в систему".

 

Оставшиеся EUR 60 млн предположительно будут затрачены на создание инфраструктуры: установку тароматов, открытие пунктов пересчета тары, создание транспортно-логистической системы. Впрочем, зримых источников финансирования ДЗС пока нет. Государственные дотации в данный проект не предусмотрены, частные инвестиции сопряжены с высоким риском.

 

"Опыт работы с такой системой будет определяющим при поиске инвестора, – подчеркнул А.Шагун. – Ведь поэкспериментировать с населением и тароматами не удастся. Если мы заявляем, что с 1 января 2020 года система начинает работать, это значит, что с этой даты человек должен иметь возможность в любом месте страны сдать бутылку и получить свои деньги".

 

По словам А.Шагуна, в Беларуси порядка 200 производителей напитков, около половины из них самостоятельно производят тару (преимущественно пластиковую), то есть несут ответственность за сбор упаковки. Им, а также импортерам напитков и тары, и предстоит стать участниками ДЗС в том случае, если инвестор все-таки будет найден и проект воплотится в жизнь.

 

Даже без детального изучения финансового взаимодействия участников системы очевидно, что оно не будет простым. В стране, где дебиторская задолженность торговли в числе первейших государственных забот, ритейлу едва ли так просто доверят дополнительный финансовый поток.

 


Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с указанием авторства "Бизнес-новости" и наличием активной ссылки на сайт doingbusiness.by.