Курсы НБРБ на 20 сентября
USD/BYN
1.9405
0.12%
16:40
EUR/BYN
2.3262
0.58%
16:40
100 RUB/BYN
3.3373
0.84%
16:40
100 UAH/BYN
7.4292
0.27%
16:40
10 PLN/BYN
5.4167
0.29%
16:40
1000 KZT/BYN
5.6802
0.2%
16:40
10 CNY/BYN
2.948
0.07%
16:40
GBP/BYN
2.6183
0.2%
16:40

Анатолий КОРОБАЧ:: проще строить завод с нуля, чем покупать долю у государства



Не все сегменты машиностроения в настоящее время находятся в кризисе. Удорожание топлива и современные веяния заставляют население выбирать более экономичный транспорт по сравнению с автомобилем. Это создает условия для развития производств, выпускающих мототехнику. О перспективах белорусского рынка мототехники и инвестициях в производство агентству "Бизнес-новости" рассказал учредитель ЧП "Хорс-Моторс" Анатолий КОРОБАЧ.

 

– Анатолий Анатольевич, как сложился 2013 год для компании "Хорс-Моторс"?

 

– Для компании "Хорс-Моторс" 2013 год сложился удачно. Прирост товарооборота по мототехнике составил 35-40%. Скутеры, мопеды и мотоциклы устойчиво набирают популярность в Беларуси и, на мой взгляд, пик покупательского спроса еще не наступил. Потенциал для развития мототехники в нашей стране еще далеко не исчерпан.

 

– Когда, как вы ожидаете, произойдет насыщение рынка мототехники? Каков потенциальный объем рынка?

 

– Насыщение рынка как такового не произойдет никогда. Мотоциклы вырабатывают ресурс, бьются, ломаются и, наконец, морально устаревают, и им на смену приходят новые модели. Я думаю, что рынок новой мототехники в Беларуси может составить 15-18 тыс. штук в год. Многое зависит от достатка наших граждан, ведь чем богаче жители страны, тем больше у них различных вещей и "игрушек".

 

– Какую долю на рынке, по вашим оценкам, занимает техника "Хорс"?

 

– По нашим оценкам, мототехника "Хорс" занимает 70-75% рынка Беларуси. Занять все мотоциклетные ниши крайне трудно, да и не нужно, на рынке должна быть здоровая конкуренция.

 

В 2013 году розничной сетью "Хорс-Моторс" было продано в Беларуси около 3 500 скутеров и мопедов производства ОАО "Гомельский мотороремонтный завод". В 2013 году сборочное производство Гомельского мотороремонтного завода не позволяло полностью удовлетворить внутренний спрос Беларуси, и значительное количество техники пришлось дополнительно завозить из Китая в собранном виде – было импортировано еще порядка 4 500 единиц мототехники. К сожалению, мощности завода и прочие факторы, не позволили произвести больше техники для внутреннего рынка: параллельно нужно заботиться об успехе на российском рынке и не потерять популярности там. В 2014 году для нужд Беларуси будет собрано 5 000 – 7 000 штук, также планируем нарастить объемы продаж и в Россию.

 

– Какую долю продаж занимают экспортные поставки техники?

 

– Если рассматривать исключительно мототехнику, доля экспорта составляет порядка 60%.

 

По итогам 10 месяцев 2013 года мы поставили в Россию около 4 200 единиц мототехники. Из года в год наблюдается положительная динамика продаж в Россию. В 2012 году Гомельский мотороремонтный завод экспортировал около 1 600 скутеров и мопедов, учитывая, что производство было начато в июне-июле 2012 года, на закате сезона торговли в России. На 2014 год планируем экспортировать в Россию 5-7 тыс. единиц мототехники.

 

– Насколько велика конкуренция на рынке мототехники в Беларуси?

 

– Спрос на мототехнику в Беларуси постоянно растет, что создает радужные перспективы для нашей компании. Отсутствие границ между Россией и Беларусью позволяет некоторым российским мотокомпаниям пробовать свои силы в Беларуси. Мы относимся к этой тенденции исключительно положительно. Дополнительная конкуренция в конечном итоге естественным образом создает самые наилучшие условия и цены для потребителя. Кроме того, конкуренция придает тонус и нашей компании, стимулируя менеджмент "Хорс-Моторс". Нас усиление конкуренции нисколько не пугает, учитывая то, что рост экспорта нашей продукции в Россию в 2013 году существенно превзошел импорт из этой страны.

 

– Как на вашу работу повлияет утилизационный сбор?

 

– Пока об этом говорить трудно, тем более, что не ясно, как он будет применятся именно к мототехнике. Все покажет время, но я думаю, он пойдет исключительно на пользу производителям мототехники и в Беларуси, и в России.

 

– В конце 2011 года "Хорс-Моторс" выкупил долю государства в ОАО "Гомельский мотороремонтный завод". Как вы оцениваете эффективность этих инвестиций?

 

– Инвестиции в производство не могут дать моментальной отдачи, как, например, в торговле, это более длительный процесс, но я уверен эффект будет огромный. Откровенно говоря, спустя два года стало очевидно, что правильнее и проще было бы строить новый завод, чем покупать долю у государства. Слишком много бюрократических препонов и прочих трудностей. Но выбор уже сделан, нужно развиваться дальше и идти вперед, несмотря ни на что.

 

– Какой объем инвестиций уже вложен в "Гомельский мотороремонтный завод" и какой объем средств планируется вложить в предприятие в 2014 году?

 

– Помимо покупки государственного пакета акций (48,5%) за USD 1 млн. в 2012 году в гомельское предприятие было дополнительно инвестировано около USD 1,2 млн. Сумму инвестиций в 2013 году пока сложно назвать, они будут точно подсчитаны к марту 2014 года. Что касается инвестиций 2014 года, то этот вопрос непростой, в Беларуси для инвесторов существует множество сдерживающих факторов. Наша главная цель – создание современного и высокоэффективного завода, выпускающего продукцию высокого качества и по доступной цене, и без дополнительных инвестиций добиться этого не возможно. В связи с этим, несмотря на все трудности, мы продолжим инвестировать в наш завод в 2014 году.

 

– Намерены ли вы увеличивать свою долю в "Гомельском мотороремонтном заводе"?

 

– У любого собственника есть естественное стремление к максимальной доле в деле, ради которого он живет и работает. Не исключение и моя компания "Хорс-Моторс". При благоприятных на то условиях и при одобрении местной власти мы будем пытаться увеличить свою долю в ОАО "Гомельский мотороремонтный завод". Делать же точные прогнозы, в современных реалиях, крайне затруднительно. Время покажет.

 

Сейчас славная задача –  формирование профессиональной команды управленцев и рабочих на заводе. Также, для удешевления производственных издержек, нам необходимо существенно увеличить объемы производства и начать процесс локализации. Какие детали и компоненты мы будем производить самостоятельно, мы сможем рассказать во II половине 2014 года. Долю локализации будем стремиться сделать максимальной, но с учетом экономической обоснованности. Локализация целесообразна, только при значительном улучшении качества запасных частей и при сохранении себестоимости товара.

 

– Намерены ли вы приобретать новые активы в Беларуси в 2014 году?

 

– В 2014 году мы сконцентрируем усилия на расширении нашей розничной сети и инвестициях в оборудование Гомельского мотороремонтного завода. Покупать новые активы в Беларуси смысла не вижу. Отсутствие защиты частного капитала, правильных механизмов взаимодействия бизнеса и власти, да и банального уважения к промышленникам как к людям возрождающим производство в Беларуси, создают крайне негативное настроение у инвесторов.

 

– Чувствует ли ваша компания кризис, который сейчас все активнее проявляется в экономике Беларуси?

 

– Безо всякой иронии скажу, что мы вообще не ощущаем кризиса. Развитие у нас устойчивое, прирост не менее  50% в год. Если это "в кризис", то что будет в некризисное время?

 

– Есть ли какие-либо проблемы с привлечением ресурсов на вашу деятельность?

 

– Динамичное развитие крупного бизнеса без привлечения кредитных средств невозможно. Это мировая практика и аксиома бизнеса. Естественно, и наша компания активно использует ресурсы банков. Компания "Хорс-Моторс" и ОАО "Гомельский мотороремонтый завод" имеют блестящие экономические показатели, поэтому трудностей с привлечением кредитных средств у нас нет. Многие банки Беларуси состязательно борются за таких крупных и солидных клиентов.

 

– Какие новые виды продукции планирует освоить ваша компания в ближайшее время

 

– Мы уже освоили в этом году на базе Гомельского мотороремонтного завода выпуск культиваторов и навесного оборудования к ним. Продукт получился замечательный и по приемлемой цене. В 2014 году мы закрепим свое присутствие на рынке средств малой механизации (культиваторы и навесное оборудование к ним, мотокосы, малолитражные двигатели и т.д.) и значительно нарастим объемы производства в этом направлении. Также мы обязательно увеличим выпуск мототехники.

 

Беседовал Алесь СЕРЖАНОВИЧ.

Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с указанием авторства "Бизнес-новости" и наличием активной ссылки на сайт doingbusiness.by.