Курсы НБРБ на 28 апреля
USD/BYN
1.8763
0.37%
21:03
EUR/BYN
2.0459
0.24%
21:03
100 RUB/BYN
3.2955
0.67%
21:03
100 UAH/BYN
7.0684
0.5%
21:03
10 PLN/BYN
4.836
0.41%
21:03
1000 KZT/BYN
5.9693
0.05%
21:03
10 CNY/BYN
2.7217
0.33%
21:03
GBP/BYN
2.42
0.96%
21:03

Юрий ТУМАХА: на новых рынках белорусские машиностроительные компании никто не ждет



Машиностроительная отрасль столкнулась с падением продаж на внутреннем и внешнем рынках, что отразилось на загрузке производственных мощностей и объемах выпуска продукции. По данным Белстата, за I полугодие производство машин и оборудования сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2014 года почти на 30% до BYR 23 263,3 млрд (в текущих ценах). О ситуации со спросом на продукцию машиностроения в Беларуси и внешних рынках, взаимоотношениях с потенциальными покупателями и инструментах продвижения техники, а также перспективах выхода из кризиса в интервью агентству "Бизнес-новости" рассказал генеральный директор группы предприятий "Дорэлектромаш" Юрий ТУМАХА.

 

– Компании многих отраслей заявляют о снижении платежеспособного спроса и сокращении инвестиционных программ потенциальными покупателями. Но именно отрасль машиностроения всегда наиболее чувствительна к кризисным явлениям. В какой степени падение спроса затронуло группу производственных предприятий "Дорэлектромаш"?

 

– Если говорить о дорожно-строительной технике, то, например, на белорусский рынок в текущем году поставок не было вообще. В период кризиса падает спрос в первую очередь на инвестиционные товары. А строительная отрасль в Беларуси сегодня встала, новых заказов на объекты почти нет. На днях возле своего дома увидел фуру с двумя экскаваторами нашего производства. Как выяснил, строительная бригада специально приехала из Брестской области под Смолевичи, а это почти 400 километров, выполнять небольшой заказ на дачном кооперативе по прокладке коммуникаций. Строители полгода дома сидели без работы. А здесь подряд хотя бы на две недели. В сложившейся ситуации и спрос на строительную технику отсутствует. К тому же строительные компании в достаточном объеме закупили технику в предыдущие годы.

 

– Ситуация на внешних рынках аналогичная или лучше?

 

– Поставки дорожно-строительной техники в Украину приостановлены из-за ситуации в этой стране. Экспорт дорожно-строительной техники в Россию упал в стоимостном выражении примерно на 50%. Примерно на 50% сократился в целом и российский рынок дорожно-строительной техники. Многие объявленные тендеры перенеслись на другой срок. Помимо падения платежеспособного спроса сейчас влияние оказывают и сезонные факторы. Усугубила ситуацию и разница в курсах, особенно в тот период, когда российский рубль стал ослабляться. Это делает нас неконкурентоспособными из-за курсовой разницы. Кстати, если российский рубль снизился к доллару примерно на 70%, то цены на дорожно-строительную технику выросли примерно на 15%. И дороже рынок покупать технику не готов.

 

– Какие требования предъявляются для участников тендеров в России?

 

– В России мы участвуем в тендерах через своих партнеров. Напрямую это накладно. Требования стандартные – цена, сроки, залоги. Так как мы работаем с партнером, в залог ничего не предоставляем.

 

– Кто ваши основные конкуренты на российском рынке дорожно-строительной техники – китайские компании?

 

– Как раз китайских производителей в нашем сегменте на российском рынке мало. Конкуренцию составляют российские предприятия, наш Амкодор.

 

– Какую долю занимают ваши предприятия по производству дорожно-строительной техники в России и какую долю в общем объеме производства сегодня занимает экспорт в Россию?

 

– Раньше российский рынок в общем объеме производства занимал 56-58%, сейчас его доля выросла в связи с прекращением поставок на рынок Украины и на внутренний рынок. Что касается рыночной доли, то по ряду позиций, например, по цепным экскаваторам, фрезам для ямочного ремонта, доля на российском рынке составляет 40-45%.

 

– Как обстоят дела с продажами дорожно-строительной техники в Казахстане?

 

– На рынке Казахстана также ощущается нехватка ресурсов, кроме того влияет на ситуацию фактор курсовых разниц. Тенге девальвировался только на 25%, поэтому сейчас на казахстанском рынке российские товары дешевле, что отражается на спросе.

 

– Может быть эффективнее было бы поискать новые рынки сбыта для дорожно-строительной техники в текущей ситуации? Например, "Амкодор" через "Промагролизинг"поставит в Бангладеш 1 395 единиц техники и оборудования на сумму USD 50 млн?

 

– На новых рынках нас никто не ждет, да и быстро на этих рынках закрепиться не удастся. Конечно, мы проводим работу по расширению рынков сбыта, и она дает какие-то результаты, но этот процесс идет достаточно медленно. И новые рынки все равно не заменят российский рынок. Что касается договоренностей Амкодора о поставках техники в Бангладеш, то ведь речь идет о рассрочке оплаты в течение целых 11 лет (от даты поставки последней партии товара – прим. агентства "Бизнес-новости"). Завод получил за технику через Промагролизинг и Банк развития фактически деньги белорусского бюджета. А риски невозврата берет на себя государство. Вот вам наглядный пример равных условий хозяйствования государственных и частных компаний. Хотя в "Амкодоре" доля государства всего 17%.

 

– Вы предоставляете потенциальным покупателям возможность приобретения техники в рассрочку?

 

– Мы вынуждены предоставлять технику в рассрочку, чтобы иметь оборотный капитал. Но рассрочка платежа в разумных пределах – месяц, по некоторым позициям – два. Хотя это не значит, что все заказчики выдерживают эти сроки. Когда рынок растет, производитель может диктовать свои условия. Но когда рынок стагнирует, приходится подстраиваться под то, что есть на рынке. Конечно, основной формат расчетов с партнерами – предоплата.

 

– А использует ли Дорэлектромаш лизинговые схемы в текущих условиях? Судя по комментариям лизинговых компаний, активность конечных покупателей по приобретению техники и оборудования в лизинг заметно упала.

 

– Мы используем лизинговые схемы. Благо, для частных компаний улучшились условия для заключения таких сделок.

 

– Что вы имеете в виду?

 

– Частные компании получили возможность заключать договоры на поставку техники через Промагролизинг, чего раньше не было. Условия для наших конечных покупателей вполне приемлемые – лизинг на 7 лет под 3%. Пока в Министерстве промышленности идут согласования касательно поставок нашей техники. Надеемся, что скоро нами будут заключены первые сделки по поставкам техники через Промагролизинг. Возможно, это позволит Дорэлектромашу возобновить продажу техники на белорусском рынке. Сегодня мы работаем и с другими лизинговыми компаниями, но там ставки по договорам лизинга значительно выше.

 

– Для многих компаний сегодня одним из проблемных вопросов является доступ к кредитным ресурсам, во-первых, из-за ужесточения банками условий доступа к кредитам, во-вторых, из-за их высокой стоимости. Есть ли у Дорэлектромаша потребность в заемных ресурсах для текущей деятельности, реализации своих инвестиционных проектов?

 

– Мы не разрабатывали никаких инвестиционных программ, так как они сегодня не работают. И не разрабатывали детальный бизнес-план. Даже если сверстан план на месяц, он не подтверждается платежами. Что касается займов, то у нас есть открытая валютная кредитная линия. Но пока новые кредиты в белорусских банках мы не привлекали.

 

– А в зарубежных банках?

 

– Напрямую с зарубежными банками мы не работаем. В зарубежных банках можно привлечь ресурсы на инвестиционные цели. Но для этого нужна программа развития, которую в сегодняшних условиях нельзя составить, так как нет рынка сбыта.

 

Три года назад мы планировали привлечь кредит ЕББР под достройку производственного корпуса и увеличение выпуска погрузчиков и экскаваторов. Стоимость инвестпроекта была небольшой – около USD 3,5 млн. Мы прошли полный аудит. Но процесс выделения кредита затянулся. Если изначально речь шла о 5 месяцах, то по факту получилось около 10 месяцев. К тому моменту, когда процесс выделения кредита был в завершающей стадии, рынок просел. И мы, понеся расходы на аудит, в итоге были вынуждены отказаться от получения кредита в ЕБРР и, соответственно, от инвестпроекта, но при этом не увеличили кредитную нагрузку.

 

– Рассматриваете возможность вернуться к этому проекту?

 

– Нет. Во-первых, для получения кредита необходимо заново пройти аудит, во-вторых, когда рынок нестабильный, брать новые займы рискованно.

 

– В текущем году усугубилась проблема неплатежей в реальном секторе. Растет ли дебиторская задолженность у Дорэлектромаша, и как это сказывается на оборотном капитале?

 

– На внутреннем рынке рост дебиторской задолженности незначительный по причине отсутствия заказов.

 

– Возможно, стоило бы изменить маркетинговую стратегию для стимулирования спроса?

 

– Сегодня мы не участвуем в выставках, не проводим маркетинговые мероприятия, так как это не работает, и не дает никакой отдачи. Покупателей с финансовыми ресурсами нет, поэтому на внутреннем рынке у нас нет продаж дорожно-строительной техники. Какой смысл в такой ситуации активнее рекламироваться и продвигать продукцию?

 

– Падение спроса негативно повлияло на производство продукции машиностроения. Насколько упало производство дорожно-строительной техники, троллейбусов?

 

– Спад производства достаточно серьезный. Падение наблюдается по всем позициям дорожно-строительной техники. Мощности загружены примерно на 50%. За прошлый год мы выпустили около 500 единиц дорожно-строительной техники при мощности производства до 1000 в год. В этом году выпустим еще меньше. И если раньше мы работали в две смены, то теперь перешли на трехдневный режим работы. Что касается троллейбусов, то в текущем году мы выпустили и поставили на экспорт только 8 единиц техники при мощности производства 200 троллейбусов в год.

 

– Как повлиял спад производства на численность персонала?

 

– Компания оптимизирует затраты, сокращает численность. Принудительно мы не сокращаем, но не все готовы работать в сложившихся условиях. С другой стороны, и уходить некуда. Вся отрасль машиностроения переживает глубокий кризис.

 

– Каковы ваши прогнозы относительно изменения ситуации на белорусском и внешнем рынках, в том числе в части спроса на продукцию машиностроения во II полугодии?

 

– Рассчитываем на активизацию спроса на дорожно-строительную технику в России с сентября. Также надеемся, что погодные условия создадут спрос на снегоочистительную технику. С прошлого года, в том числе из-за отсутствия снега, у нас на складе осталось около 55 снегоочистительных машин, которые мы произвели под тендеры и заявки, но которые в итоге не были реализованы. Рассчитываем продать не только эти запасы, но и новую технику. Сегодня мы не работаем на склад, а только под заказ.

 

По троллейбусам, возможно, в конце года придется выполнить годовую программу. Дело в том, что сейчас мы участвуем в трех тендерах на поставку троллейбусов. Возможно, нам придется выполнять поставки по трем тендерам сразу на большое количество троллейбусов, работая в три смены.

 

Вообще, в кризис 2009 года мы выжили за счет того, что стали активно продвигать продукцию на белорусский рынок. Как только в России начал улучшаться платежеспособный спрос, компания переориентировались на российский рынок, так как мы были работоспособными. Поэтому как только в России вновь улучшится платежеспособный спрос, Дорэлектромаш, надеюсь, восстановит свои позиции.

 

Беседовал Андрей КОЖЕМЯКИН.

Фото предоставлено собеседником.

Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с указанием авторства "Бизнес-новости" и наличием активной ссылки на сайт doingbusiness.by.