Курсы НБРБ на 27 июля
USD/BYN
1.9505
0.24%
16:07
EUR/BYN
2.2671
0.03%
16:07
100 RUB/BYN
3.2543
0.05%
16:07
100 UAH/BYN
7.5294
0.01%
16:07
10 PLN/BYN
5.3321
0.05%
16:07
1000 KZT/BYN
5.9642
0.43%
16:07
10 CNY/BYN
2.8882
0.21%
16:07
GBP/BYN
2.5459
0.38%
16:07

Виктор ШУМИЛО: АТЛАНТ в состоянии самостоятельно преодолеть последствия, возникшие в результате экономических проблем стран-соседей



В 2015 году отмечается падение рынка бытовой техники в Беларуси и СНГ. По данным Национального статистического комитета, реализация холодильников организациями торговли Беларуси в I полугодии 2015 года снизилась на 19,5%, стиральных машин – на 10,5%. О ситуации на рынке бытовой техники, тенденциях и перспективах ее производства в Беларуси в интервью агентству "Бизнес-новости" рассказал генеральный директор ЗАО "АТЛАНТ" Виктор ШУМИЛО.

 

– Виктор Степанович, девальвация 2011 года сыграла на руку производителям бытовой техники, в конце года ритейлеры фиксировали рекордный уровень продаж. Как девальвация 2014 года повлияла на продажи торговой марки АТЛАНТ?

 

– Мы наблюдали относительно небольшой всплеск активности потребителя, такого потребительского бума, как в 2011 году, конечно, не было. Спрос был на порядок ниже. К примеру, в декабре 2011 года в Беларуси было продано 12 966 холодильников, а в декабре 2014 года – 5 926 холодильников, то есть продажи сократились более чем вдвое. Потребительский спрос 2014 года был менее интенсивным по сравнению с 2011 годом. Стоит отметить, что и уровень девальвации в 2011 году был на порядок выше, чем в 2014 году. Кроме того конечный потребитель купил продукцию в большом количестве задолго до падения рынка, поэтому сейчас такой активности попросту нет.

 

– Как ведет себя рынок бытовой техники после девальвации? Насколько сильно он упал?

 

– Основными причинами падения рынка являются резкий рост емкости рынка Беларуси в 2011-2012 годах и, естественно, в следующие годы одновременно с экономическими проблемами стран-соседей значительно снизился спрос на товары длительного пользования. Снижение емкости рынка крупной бытовой техники в Беларуси (холодильники, морозильники, стиральные машины) в 2015 году по отношению к 2014 году прогнозируется на уровне 30%.

 

– Насколько остра сейчас проблема расчетов субъектов розничной торговли с вами? Какова динамика дебиторской задолженности?

 

– В настоящее время наблюдается положительная динамика возврата дебиторской задолженности. ЗАО "АТЛАНТ" применяет для этого различные инструменты и методы, в том числе, в целях увеличения объемов продаж на внутреннем рынке проводятся договоры уступки требований между нами и предприятиями торговли.

 

– Как вы относитесь к идее возврата льготного потребительского кредитования на товары отечественного производства?

 

– Естественно, положительно. Мы работаем над этим вопросом и на постоянной основе вносим свои предложения в вышестоящие организации, так как в период пониженного спроса этот метод стимулирования продаж положительно отразится на объемах реализации отечественных товаров, что в свою очередь повлияет на улучшение экономического состояния предприятий и страны в целом.

 

– При разработке стратегии продвижения товара на какие рынки вы ориентируетесь?

 

– Мы постоянно работаем над нашей стратегией развития и меняем ее согласно тем условиям, которые диктует нам рынок, в том числе относительно маркетинговых решений. Но здесь вопрос заключается в другом – в мире уже давно все устоялось, и рынки в мире уже давно поделены, в том числе рынки Европы, Америки, и постсоветского пространства. Каждый игрок старается сохранить свой рынок и найти новые места сбыта. Если говорить о каких-то новых рынках, то прирост там невелик – 0,5-1,0% в год, поэтому главная задача – это в первую очередь сохранить и удержать наработанные рынки, а уже потом осваивать новые. И здесь важно понимать и знать, что войти на новый рынок непросто. В первую очередь необходимо работать с мерами тарифного и нетарифного регулирования и дорогостоящей транспортной составляющей (анализ возможности поставки в дальние регионы показывает, что логистические издержки могут достигать 30% от стоимости товара), а потом уже говорить о каком-либо продвижении товара. У нас всего два рынка – СНГ и Европа, остальные уже заняты. Поэтому освоение новых регионов – вопрос достаточно длительный и кропотливый.

 

Попробуйте войти на рынок Китая – там все обложено таможенными пошлинами настолько, что туда продукцию не повезешь. Зато Китай имеет более выгодные условия при поставках продукции на рынок стран ЕАЭС. Например, существующая ставка ввозной таможенной пошлины на холодильники, морозильные камеры в страны ЕАЭС составляет до 15%, в зависимости от объема холодильной техники, в Китай – до 30%. Таким образом, для производителей из Китая на нашем рынке созданы более благоприятные приятные условия ведения бизнеса, чем для нас в Китае.

 

Нас никто нигде не ждет, открытие каждого нового рынка – результат серьезной работы.

 

– Насколько востребована ваша продукция на иностранных рынках, какие требования предъявляет иностранный заказчик?

 

– Забудьте эти слова – отгрузить, востребована. Продукция нигде не востребована, и у нас тоже она не востребована. Важно уметь продавать. В первую очередь необходимо сделать товар, который будет соответствовать определенным техническим требованиям, чтобы потом сформировать предложение по той цене, которая позволит продавать. Только в этом случае ты будешь иметь доход.

 

Что касается требований, то они едины – чтобы цена соответствовала качеству товара. Наше предприятие уже более 40 лет имеет все необходимые сертификаты для работы в Европе, что еще важнее – мы на АТЛАНТе никогда не делили товар по направлению рынка. У нас одинаковые технические требования как для внутреннего, так для внешних рынков. А оформление и дизайн разные  – это действительно так. Мы должны делать и делаем качественную технику не хуже европейских грандов.

 

– Если говорить о специфике производства, вы существенно расширили перечень выпускаемой продукции.

 

– Да, действительно, мы уже производим целый ряд бытовой техники:холодильники, стиральные машины, морозильные камеры, электрические чайники. Холодильники мы выпускаем уже порядка пятидесяти лет, а стиральные машины – только десять, фактически мы только осваиваем эту категорию, выходим на рынок в течение короткого периода времени. Та продукция, которую мы производим, вытесняет наших конкурентов из определенных ниш на рынках продаж. И в первую очередь потеснили на внутреннем рынке. В настоящее время в России, в Украине обстоятельства складываются не самым лучшим образом, однако география поставок уже давно вышла за эти пределы, и сейчас мы поставляем и на запад, и на восток. Отвоевываем себе место.

 

– Некоторые предприятия перестраивают свое производство под сборку продукции других торговых марок, вы рассматривали такую возможность для заводов АТЛАНТ?

 

– В сравнении с другими производителями бытовой техники Беларуси, у нас другой подход. Они занимаются сборкой, а мы производством. И это совершенно разные вещи. Когда ты выпускаешь продукцию, сам ее разрабатываешь, оснащаешь технологией, проводишь научно-исследовательскую деятельность с точки зрения подбора материалов и испытаний – это совершено другие затраты, чем просто сборка. Мы выпускаем практически всю продукцию под маркой АТЛАНТ, которая составляет порядка 92-95% от общего объема производства. Мы продвигаем свою марку и не занимаемся сборкой для других компаний в больших объемах. Под другой торговой маркой мы продаем только в Европу. На этом рынке мы составляем маленькую долю, и нет смысла туда продавать продукты под нашим брендом. Это нереально в тех условиях, которые сегодня там сложились. Там присутствуют все мировые лидеры – очень дорогое удовольствие с ними бороться.

 

Если говорить о нашей области интересов, то сегодня наш главный конкурент – это Россия, и наш главный рынок тоже Россия, но нужно понимать, что там мы конкурируем с транснациональными компаниями, которые расположены на территории нашего главного рынка. И в нашей области нет такого понятия как сборка, в нашей области идет полноценное производство, это такая специфика товара. Поэтому здесь надо говорить, что у нас идет конкуренция на территории России с глобальными игроками: Bosch, LG, Beko, Vestel, Indesit и другими.

 

– В связи с теми обстоятельствами, которые складывались в I полугодии 2015 года, вы корректировали программу развития на 2015–2016 годы. Насколько глубокими были эти корректировки?

 

– Конечно, в связи с тем, что сегодня белорусское производство ориентировано на экспорт и привлечение валютных ресурсов, все вынуждены были вносить корректировки. Мы сегодня направляем наши усилия на развитие продукта и снижение его себестоимости. В первую очередь этого удалось добиться за счет технических и организационных мероприятий, за счет изменений в конструктивных особенностях техники и совершенствования технологических процессов, а также за счет оптимизации организационных структур и функций управления. В результате за 2014 год и I полугодие 2015 года было оптимизировано 1 706 штатных единиц, что составило 16,6% от штатной численности ЗАО "АТЛАНТ", в том числе, 162 штатные единицы, относящиеся к непрофильным видам деятельности. Эти меры носят постоянный характер.

 

Не забывайте, что сегодня мы конкурируем с транснациональными компаниями в условиях укрепления белорусского рубля, в первую очередь, к российскому, а основной объем бытовой техники поставляется как раз из России. Укрепление рубля неизменно ведет к созданию благоприятных условий импорта и снижению доходности от экспорта товаров. Экспортеры должны снижать себестоимость товара, чтобы оставаться конкурентоспособными.

 

Главной задачей сегодня для нас является конкуренции на внутреннем рынке, потому что импортерам для развития созданы комфортные условия на территории страны. Поэтому в сегодняшних условиях мы должны работать лучше и эффективнее немцев, тогда мы сможем выжить в этих условиях. В настоящее время мы прилагаем максимум усилий, но не все зависит от нас. Если мы не будем работать лучше немцев, то мы разоримся. Чтобы выжить – надо работать.

 

Мы правильно воспринимаем и интерпретируем ситуацию, которую диктует нам рынок, и в этих условиях нам нужно не только выжить, но и увеличить производство. Мы понимаем это, в прошлом году нам удалось снизить себестоимость продукции на 10%, в I полугодии 2015 года, по нашим подсчетам, мы сократили себестоимость выпускаемой продукции еще на 10%, причем без ухудшения потребительских свойств изделий.

 

– Какую главную цель вы поставили перед предприятием на 2015 год?

 

– У нас есть определенные ориентиры. В прошлом году АТЛАНТ сработал с убытком, в основном за счет курсовой разницы. Но курсовая разница – это только вершина айсберга, она приводит и к убытку текущей деятельности.

 

С учетом неблагоприятного результата 2014 года, главной целью на этот год мы поставили получение прибыли. По итогам I полугодия пока мы с этой задачей справляемся. Нам нужно стабилизировать экономическую ситуацию предприятий, чтобы работать с прибылью для того, чтобы начать возвращать кредитные ресурсы, которые были взяты. И тогда мы уже дальше продолжим более интенсивно развивать производство.

 

– Вы привлекали сторонних инвесторов для развития компании?

 

– АТЛАНТ – это предприятие, которое развивалось самостоятельно. За последние 20 лет мы построили заводы по производству компрессоров, продукции станкостроения, стиральных машин и холодильников. АТЛАНТ все время развивался, и инвестировал в свое развитие, мы не пускали деньги на проедание, а инвестировали в важные производственные программы развития продукции и обеспечения технологий.

 

– А государственная поддержка?

 

– Государственная поддержка ощущается, и первую очередь в создании благоприятных условий для работы. Сегодня мы можем работать, зарабатывать деньги, платить налоги, и пользуемся всеми социальными благами. А с точки зрения экономической составляющей нас пока поддерживать не надо, мы пока "ходим" самостоятельно.

 

Беседовал Евгений МОСКОВ.

Фото автора.

Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с указанием авторства "Бизнес-новости" и наличием активной ссылки на сайт doingbusiness.by.