Курсы НБРБ на 27 июля
USD/BYN
1.9505
0.24%
16:07
EUR/BYN
2.2671
0.03%
16:07
100 RUB/BYN
3.2543
0.05%
16:07
100 UAH/BYN
7.5294
0.01%
16:07
10 PLN/BYN
5.3321
0.05%
16:07
1000 KZT/BYN
5.9642
0.43%
16:07
10 CNY/BYN
2.8882
0.21%
16:07
GBP/BYN
2.5459
0.38%
16:07

Николай МАРТЫНОВ:: белорусский рынок обуви сложнее российского



Почему белорусский рынок обуви сложнее российского, как повлияло на белорусских обувщиков вступление России в ВТО, каким будет обувной холдинг на базе СООО "Марко", об этом, а также о белорусских женщинах, которые выделяются в Европе высокими каблуками и о том, какую обувь носит сам Николай Мартынов, гендиректор и владелец "Марко" рассказал в эксклюзивном интервью агентству "Бизнес-новости".

 

– Николай Васильевич, каким был прошлый год для вашего бизнеса и какова динамика первого квартала 2013-го?

 

– За 2012 год обувными предприятиями компании "Марко" произведено около 4 млн. пар обуви. Реализовано 3,8 млн. пар. Из них на внешних рынках продано 1,7 млн. пар на сумму USD 52,3 млн.

 

Выручка компании по итогам года составила BYR 1,2 трлн., прибыль – BYR 290 млрд.

 

Три первые месяца 2013 года начались успешно. У нас рост производства около 1,5% и около 3% рост продаж к первому кварталу 2012-го. Экспорт вырос на 5%. И это немного нас радует. Возможно, мы начинаем выходить из того сложного периода, который длился последние три года. Надеемся, что наша компания вступила в фазу подъема. Хотя у многих обувных компаний России сейчас спад.

 

Сегодня рентабельность производства у нас составляет 28-30%. В 2011 году она достигала 90%, но это была ненормальная рентабельность, вызванная девальвацией белорусского рубля и курсовыми факторами. А сейчас мы вернулись на свою классическую, скажем так, рентабельность, которая несколько выше официального уровня инфляции.

 

– Учитывая позитивные тенденции, планируете ли вы наращивать объемы производства в этом году?

 

– Сегодня нужно осторожно увеличивать объем производства. Необходимо сначала понять, как складывается экономическая, финансовая ситуация. Мы видим, что российская экономика пока нестабильна.

 

– Каковы ваши позиции сегодня на российском рынке?

 

– Мы работаем в сегменте комфортной обуви средней ценовой категории, которую выпускает предприятие "Марко" и комфортной обуви ценовой категории "средняя +", которую выпускает "Сан Марко". То есть это не особо модный и не особо дешевый сегмент. У нас цена ниже, чем на европейскую обувь, а качество выше китайского.

 

Емкость российского рынка оценивается в 400-450 млн. пар обуви. В самой России выпускается, по разным оценкам, 30-50 млн. пар. Остальное завозится торговыми операторами по импорту. Наше преимущество в том, что у нас более выгодная логистика, мы ближе к российским потребителям в Москве, Санкт-Петербурге, чем производители Китая.

 

Поскольку плечо поставок китайской обуви на российский рынок более длинное, сам процесс поставки занимает, как правило, полгода. То есть российскому заказчику нужно взять на себя смелость заказать обувь из Китая за полгода до начала сезона. Мы же регулярно участвуем в выставках в России, предоставляем российским клиентам возможность поквартальной корректировки заявок. Как правило, к началу сезона заявки корректируются в сторону увеличения. Кроме того, иностранные производители не всегда учитывают особенности российской стопы, особенности погодных условий. Мы в этом отношении ближе к российским потребителям.

 

На сегодня у нас выстроены партнерские отношения с оптовыми компания в Санкт-Петербургском регионе, в Центральной части России, Новосибирском регионе. Думаю, что свой представитель у нас будет и на Юге России. Таким образом, мы развиваем в России оптовую сеть, у самих оптовиков уже выстроена логистика доставки до конечных потребителей. По-моему, это действенная система продаж с учетом особенностей российского рынка. Мы идем по пути: зарабатываешь сам, дай заработать другому. Потому что есть особенности на российском рынке, которые, если не учитывать, то можно получить неприятности, в первую очередь финансовые.

 

– На белорусском рынке работать проще?

 

– Белорусский рынок очень сложный, я думаю, сложнее российского. Покупательная способность у нас гораздо ниже, чем в России. Емкость рынка – 22-25 млн. пар. То есть сейчас в год в Беларуси на одного человека приходиться 2,2-2,4 пары обуви. А должно быть 3,4 пары. Если благосостояние будет расти, будет расти и наш обувной рынок.

 

– Тем не менее, и сегодня, несмотря на узость внутреннего рынка, импортная обувь в торговле широко представлена.

 

– И это хорошо, это создает конкуренцию, стимулирует нас, белорусских производителей. Не будет конкуренции, мы не будем знать, что нужно покупателю, какую обувь надо производить. Это необходимо и для того, чтобы быть конкурентоспособным и на внешних рынках. В Беларуси производится около 13-14 млн. пар обуви в год, из них до 40% экспортируется.

 

– А на какие рынки, кроме российского, вы намерены увеличивать экспорт?

 

– Сейчас активно работаем с Казахстаном, Украиной, Латвией и Литвой.

 

– На рынках Западной Европы закрепиться проблематично?

 

– В свое время мы продавали обувь в Германию, когда имели хождение немецкие марки. После введения евро продажи стали бесприбыльными. И мы ушли с немецкого рынка. Для нас продавать в убыток – это не серьезно. У нас одинаковые цены на обувь – внутренние и экспортные. Мы не экспортируем в убыток.

 

– Скажите, белорусские производители обуви как-то кооперируются между собой, координируют работу на рынке?

 

– Это очень серьезный вопрос, и, я думаю, что концерну "Беллегпром" давно бы следовало заняться его решением. Сегодня мы конкурируем друг с другом на внутреннем рынке. И есть такая славянская ментальность: "ага, эта продукция продается хорошо, и я начну выпускать". Это мешает специализации, сегментации. И получается, в одном сегменте у нас избыток предложения, а в другом дефицит. Импортеры эти ниши заполняют, они хорошо чувствуют рынок.

 

– На каком этапе находится создание обувного холдинга на базе "Марко"?

 

– Подготовлен проект указа по созданию холдинга. Сейчас документ проходит экспертизу в Комитете госконтроля. Как только указ будет подписан и вступит в силу, мы, надеемся, в течение месяца возможна регистрация холдинга. И в течение трех лет мы планируем построить новый кожевенно-меховой комбинат.

 

Сегодня у нас на всех трех предприятиях компании "Марко" примерно 80-85% – это импортная составляющая. Мы закупаем сырье в Украине, России, Уругвае, Турции. При вводе мощностей по кожтовару и обувной подкладке мы снизим импортную составляющую до 50-55%.

 

Часть кожи планируем экспортировать. Очень интересен американский рынок автомобильной кожи, мы бы хотели встроиться в него. Думаю, будет возможность продавать часть кожтовара производителям мебели.

 

– Планируется ли привлекать к созданию холдинга иностранного инвестора? Раньше шла речь о возможности участия южнокорейских партнеров.

 

– Это будет частно-государственное партнерство без участия иностранного капитала. То есть в Витебске создается полностью частное белорусское предприятие, но оно будет работать при поддержке государства.

 

Проект создания холдинга оценивается примерно в USD 160 млн.

 

В состав холдинга планируется включить новое кожевенное производство, предприятия "Марко", "Марко-Сервис", "Сан Марко", "Красный октябрь", "Витма" и "Витебский меховой комбинат", он впоследствии будет реконструирован в обувное производство. Холдинг будет выпускать 6 млн. пар обуви в год. Мы планируем выйти на такие мощности в 2017 году.

 

– Как на белорусских производителей обуви, на вашу компанию, повлияло вступление России в ВТО?

 

– Пока мы не отмечаем какого-либо серьезного влияния. Фактически в условиях ВТО мы работали и раньше. Хотя отмечу, сегодня, на мой взгляд, есть перекосы в тарифной политике в рамках Таможенного союза. Ввозная пошлина на готовую обувь составляет 7-10%, а на сырье, которого у нас нет, – 15%.

 

Но важнее пошлин для нас возможность получать финансовые ресурсы по доступным ставкам. Если ресурсы будут дорогими, то мы свое преимущество – близость к российскому рынку – использовать не сможем. Сегодня оборотные деньги в промышленности вымыты высокими процентными ставками по кредитам. В прошлом году мы строили в Витебске большой торговый центр площадью 50 тыс. квадратных метров. Он уже открыт. На строительство центра пришлось отвлечь оборотные средства, поэтому в конце года мы брали кредит на производственные цели под 48% годовых. Понятно, что инфляция тоже высокая. Но когда берешь длинные деньги под такой процент на производство – это дорого.

 

Доступные кредиты крайне важны. Потому что если мы не модернизируемся в ближайшие 2-3 года, то не сможем выпускать конкурентоспособную продукцию.

 

– Николай Васильевич, позвольте пару неэкономических вопросов. Какие сейчас тенденции в обувной моде?

 

– Сегодняшней тенденцией является стремление потребителей к комфорту. Именно на комфорте делается акцент в нашей новой коллекции. Раньше женщину из Беларуси, России можно было узнать в Европе по тому, что она на высоких каблуках. Это хоть и неудобно, но элегантно. Однако сейчас популярны мокасины – и в женской коллекции, и в мужской обуви акцент делается на комфорт.

 

Конечно, белорусским производителем еще много нужно работать над дизайном. Мы закупаем в основном черные кожтовары. И это наша беда. Мы еще не научились улыбаться жизни и солнцу. В коллекциях должно быть представлено хотя бы три цвета. Но поскольку контракты на закупку кожтоваров заключаются за полгода до начала сезона, то производители, чтобы не ошибиться, не рискуют, например, покупать кожу телесного цвета, покупают черную. Потому что это беспроигрышно.

 

– Николай Васильевич, а вы сами носите обувь "Марко"?

 

– Не всегда. Когда мы едем в Италию, берем там опытные образцы обуви, и потом донашиваем.

 

Беседовала Ирина ЮЗВАК.

Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с указанием авторства "Бизнес-новости" и наличием активной ссылки на сайт doingbusiness.by.