Курсы НБРБ на 07 августа
USD/BYN
2.4376
0.03%
19:35
EUR/BYN
2.8905
0.29%
19:35
100 RUB/BYN
3.3334
0.14%
19:35
100 UAH/BYN
8.8085
0.01%
19:35
10 PLN/BYN
6.5551
0.28%
19:35
1000 KZT/BYN
5.8193
0.02%
19:35
10 CNY/BYN
3.5106
0.01%
19:35
GBP/BYN
3.2119
0.38%
19:35

Нацбанк и правительство смогут вводить ограничения на валютном рынке

Законодательство
09:06 | 13.07.2020 | Эмма РАВИЧ, агентство 'Бизнес-новости'

30 июня в Беларуси принят закон, вносящий изменения в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Банковский кодекс и Закон "О рынке ценных бумаг". Документ вступит в силу 9 июля 2021 года. Разработчики полагают, что закон "позволит осуществить поэтапную гармонизацию и сближение подходов к формированию и проведению валютной политики" в рамках ЕАЭС.

 

Наиболее существенным изменениям подвергся Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", изложенный в документе в новой редакции.

 

Одним из заметных нововведений документа стала возможность вводить валютные ограничения сроком до одного года в случае угрозы экономической безопасности страны.  Таким правом наделяется Нацбанк совместно с правительством. Причем ограничения могут касаться не только валютно-обменных, но и валютных операций.

 

При этом понятие валютных операций закон трактует достаточно широко, относя к ним и операции по использованию валюты в качестве платежного средства, и операции по счетам, и наследование валютных ценностей, и их передачу в доверительное управление и на хранение, и ввоз и вывоз из страны.

 

Помимо прямого запрета на проведение валютных и валютно-обменных операций, Нацбанк совместно с правительством смогут вводить лимиты на объемы, количество и сроки проведения таких операций, валюты платежа и др. Также может устанавливаться требование специальных разрешений Нацбанка на проведение валютных операций, вводиться требование обязательной продажи юрлицами иностранной валюты. В числе других возможных мер – ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.

 

Перечень угроз экономической безопасности, при которых могут вводиться такие ограничения, также зафиксирован в законе. Это обстоятельства, "при которых осуществление мер, направленных на ослабление или отмену валютных ограничений, может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации в Беларуси либо нанести ущерб интересам безопасности… и препятствовать поддержанию общественного порядка". Кроме того, ограничения могут быть приняты при проблемах с платежным балансом, вследствие которых уровень ЗВР может упасть ниже допустимого уровня, и при резких колебаниях курса белорусского рубля.

 

Вместе с тем в законе прописано, что даже при возникновении указанных обстоятельств ограничения вводятся, только если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики.

 

В полном и жестком виде запрет на проведение валютных и валютно-обменных операций едва ли когда-либо будет применен на практике. Скорее, речь может идти о локальных ограничениях по сделкам купли-продажи валюты или по депозитным операциям. Например, обязательная продажа части валютной выручки субъектов хозяйствования была отменена в 2018 году, но может быть возвращена при усилении давления на валютный рынок и дефиците валюты.

 

Участники банковского рынка полагают, что новый закон вводит легальный инструмент, которым сможет воспользоваться регулятор в случае потрясений на валютном рынке. В действительности Нацбанк и прежде вводил ограничительные меры, хотя эти полномочия не были описаны подобным образом в соответствующем законе. Например, во время валютного кризиса 2011 года продажа валюты на бирже по контролируемому курсу осуществлялась только для покупки медикаментов (по утвержденному перечню), оплаты за газ и погашения валютных кредитов.

 

Несмотря на то, что закон обсуждался давно, его принятие в разгар электоральной кампании может быть нервозно воспринято обществом – подобные документы лучше не принимать в периоды потрясений. Особенно учитывая, что помимо валютно-обменных ограничений документ делает возможным введение мер и в отношении операций по счетам. С другой стороны, документ вступает в силу только через год, что ставит вопрос о том, смогут ли и будут ли правительство и Нацбанк в случае необходимости принимать ограничительные меры раньше.

 

Одновременно новый закон либерализует ряд аспектов работы с валютой, упрощая инвестирование средств за пределами страны. Так, отменяется разрешительный порядок многих валютных операций с нерезидентами, связанных с движением капитала. В их числе, например, приобретение акций, долей в уставном фонде нерезидента, покупка других ценных бумаг у нерезидентов, а также недвижимого имущества за пределами Беларуси.

 

Вместо этого будет создана система валютного мониторинга за потоками валютных поступлений и платежей. Для этого Нацбанк будет формировать базу данных на основе информации, поступающей из других госорганов.

 

Одним из основных элементов новой системы валютного регулирования и контроля будет обязанность резидентов осуществлять регистрацию валютных договоров при проведении отдельных валютных операций свыше установленных предельных значений.

 

Закон отменяет директивное установления сроков репатриации валютной выручки и предоставляет резидентам право самим определять их исходя из условий и фактических сроков исполнения обязательств по внешнеторговым договорам. Порядок определения таких сроков устанавливается Нацбанком.

 

В ряде случаев сроки репатриации валютной выручки можно увеличить. Это касается, например, периода рассмотрения белорусскими или иностранными банками требования о платеже по банковской гарантии, проведения медиации, рассмотрения обращения страховщиком, судебными или арбитражными органами и в ряде иных случаев.

 

Кроме того, закон предусматривает возможность уменьшать подлежащую репатриации выручку в широком ряде случаев. Например, это касается средств, направленных на уплату налогов и сборов согласно законодательству иностранного государства, оплату расходов за границей (содержание своего филиала, оказание услуг), оплату многих обязательств и др.

 

Новая редакция закона также снимает ограничения на открытие резидентами (физлицами и юрлицами) счетов в иностранных банках. Также они смогут переводить на такие счета валюту со своих счетов, открытых в белорусских банках, и получать на такие счета валюту.

 

Что касается операций физлиц, то им будут разрешены такие валютные операции, как безналичные операции в пользу близких родственников, дарение (пожертвование) валютных ценностей, предоставление и возврат займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, передача валютных ценностей на хранение и их возврат, наследование, коллекционирование иностранной валюты в виде монет и единичных купюр.


Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с соблюдением Правил перепечатки.