Курсы НБРБ на 28 апреля
USD/BYN
1.8763
0.37%
21:03
EUR/BYN
2.0459
0.24%
21:03
100 RUB/BYN
3.2955
0.67%
21:03
100 UAH/BYN
7.0684
0.5%
21:03
10 PLN/BYN
4.836
0.41%
21:03
1000 KZT/BYN
5.9693
0.05%
21:03
10 CNY/BYN
2.7217
0.33%
21:03
GBP/BYN
2.42
0.96%
21:03

Михаил СУПРУНОВИЧ:: смысла в организации масштабного производства коммерческих автомобилей в Беларуси нет



Благодаря активному сотрудничеству с российским холдингом ГАЗ компания "БелГАЗавтосервис" является одним из самых успешных дилеров коммерческой автотехники в Беларуси. Сегодня "БелГАЗавтосервис" владеет производствами в Беларуси, России, нацеливается на рынки Украины и Евросоюза. С 2012 года компания реализует программу "Утилизация", в результате которой владелец старого автомобиля может получить скидку при покупке нового автомобиля производства ГАЗ при утилизации своего старого автомобиля. Также действует trade-in и фирменная лизинговая программа с ОАО "ГАЗ". О том, как предприятию удается развиваться и не замечать кризисные явления, в интервью агентству "Бизнес-новости" рассказал генеральный директор ПТ ОАО "Управляющая компания холдинга "БелГАЗавтосервис" Михаил СУПРУНОВИЧ.

 

Михаил Андреевич, на российском рынке наблюдается спад спроса, в том числе и на автомобильном рынке, связанный со спадом темпов роста в экономике. Чувствуются ли такие тенденции в Беларуси, и будете ли вы корректировать свою стратегиию в случае усиления влияния ситуации на российском рынке на Беларусь?

 

– Хотя у нас и общий рынок между Россией, Беларусью и Казахстаном, но отличия у белорусского рынка имеются. И пока я как такового кризиса не вижу. Скорее кризис и разруха в мозгах некоторых людей, в том числе бизнеса и чиновников. Но в экономике – в промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве – я таких тенденций не вижу. Я думаю, что мы, по крайней мере, в этом году увеличим продажи. Нет предпосылок, чтобы рынок уменьшался.

 

Но могут быть любые неожиданности, и мы готовимся к этому. Мы готовим под это собственное производство, чтобы выходить на рынок России со своей продукцией.

 

В том числе, возможен вариант производства среднетоннажных автомобилей "Валдай" с двигателем Евро-4 Минского моторного завода. Минский моторный завод разрабатывает газодизельный двигатель. Возможно, этот газодизельный двигатель будет использован для продвижения на рынки СНГ.

 

Ну и другие виды продукции – изотермические, хлебные, комбинированные фургоны, автолавки которые мы делаем. Разработка нами универсального вездехода тоже может быть востребована на внешних рынках.

 

Вы заявляли, что доля локализации среднетоннажных автомобилей, которые производятся на базе вашего предприятия, достигает 30-40%. Планируется ли увеличивать долю местных комплектующих при производстве автомобилей?

 

– 30-40% – это если мы выпускаем автомобиль в виде шасси. Но мы в виде шасси почти ничего не делаем. Мы дорабатываем машины установкой надстроек, которые мы сами производим и другие доработчики делают: БЕЛАВА, КУПАВА, Пинский завод средств малой механизации, Неман, Юнисон и т. д. С учетом установки надстроек автомобили становятся более дорогими, и уровень локализации, таким образом, превышает 50-70%.

 

На этих автомобилях возможно использовать белорусские шины. Остается только решить вопросы логистики: как автомобили без шин доставлять из Нижнего Новгорода. На колесах они передвигаются лучше.

 

Для вас производство, которое организовано на базе вашего предприятия, выгодно?

 

– Мы получаем автомобиль белорусского производства, под брендом Беларуси. По стоимости автомобили, собранные в России и в Беларуси  получаются приблизительно одинаковыми. Выгоды здесь особой нет. Она может быть, когда границы закрыты, за счет разницы в налогах, таможенных сборах. А так собрать более выгодно, чем на конвейере, вряд ли возможно.

 

То есть для вас это скорее имиджевый проект?

 

– Да, скорее для продвижения продукции. Но и автомобиль "Валдай" с минским двигателем Евро-4 – это не только имидж, но и продвижение двигателя в пределах Таможенного союза и стран СНГ.

 

Это правда, что вы производите те модели, которые постепенно снимаются с производства в Нижнем Новгороде?

 

– Нет, это немного преувеличено. Был спецзаказ от Белкоопсоюза на производство автомобиля ГАЗ 3307 с бензиновым двигателем, которые на ГАЗе не производятся. Но для переоборудование под газ эти машины были восстребованы, и партию в прошлом году мы произвели. В текущем году мы свернули это производство.

 

Есть ли перспективы сборки в Беларуси "ГАЗелей"?

 

– Я не вижу в этом смысла. На "ГАЗель-Next" в Беларуси практически отсутствует комплектация, кроме шин и еще какой-то мелочи. Двигатели соответствующего класса в Беларуси нет. Поэтому "ГАЗель-Next" не рассматривается для сборки в Беларуси. Так же как и "ГАЗель-Бизнес".

 

Доработка этих моделей возможна нашими фургонами, вышками и т.д. Но производство – нет.

 

Мы сейчас изготавливаем машины скорой помощи на базе "ГАЗели", изотермические, хлебные, комбинированные фургоны, холодильные установки устанавливаются на эти машины.

 

Как вы считаете, реально ли организовать в Беларуси полноценное производство коммерческих автомобилей?

 

– Белорусский рынок новых коммерческих автомобилей – порядка 5-6 тыс. штук в год. И вряд ли здесь будут серьезные изменения. Даже с учетом Единого экономического пространства продвигать автомобили в Казахстан и Россию сложно. По мелочам продвигать что-то можно. Но в серьезных количествах это сложно. Не менее 50 тыс. автомобилей в год надо производить на предприятии, чтобы производство было рентабельным. Вряд ли это возможно в белорусских условиях.

 

– Михаил Андреевич, недавно была презентована модель "ГАЗель-Next". Как вы прогнозируете, будет ли она пользоваться такой же популярностью, как и предыдущая модель "ГАЗель-Бизнес", которая позволила сгладить эффект кризиса в 2010-2011 годах для вашего предприятия?

 

– Она должна повторить успех "ГАЗели-Бизнес". Действительно, модель удачная. Она уже сегодня мало чем отличается от других европейских и восточных моделей аналогичных коммерческих автомобилей, но остается дешевле их. Мы считаем "ГАЗель-Next" не простокоммерческим автомобилем. Это профессиональный инструмент для бизнеса.Автомобиль увеличился в размерах при этом остался маневременным и легко паркуемым. Получил переднюю независимую подвеску, новое реечное рулевое управление, новые передние тормоза. Комплектуется подушками безопасности, преднатежителями ремней безопасности,  подогревом сидений, новыми зеркалами с электроприводом и электроподогревом. Отдельно хотелось бы отметить новую кабину с улучшенными условиями посадки, эргономики, микроклимата, шума и вибрации.

Все это, а также новые электронные системы – навигация, Глонасс, Bluetooth, usb, hands free, ABS, ESP(в ближайшей перспективе) и новый двигатель Cummins 2.8l Евро-4 делают покупку "ГАЗель-Next" с 3х летней гарантией, увеличением интервала ТО до 20.000 км, высоким ресурсом и высокой остаточной стоимостью,  а также низкой стоимостью владения – экономически привлекательной.

 

– Сколько автомобилей "ГАЗель-Next" вы намерены продать в 2013 году?

 

– В текущем году до 300 этих машин мы продадим. Основным автомобилем на белорусском рынке будет оставаться "ГАЗель-Бизнес". "ГАЗель-Next" пока вышла только в двух вариантах – шасси и бортовой автомобиль. Потом будет продолжение – ГАЗель-Next в вариантах цельнометаллического фургона, микроавтобуса и т.д.

 

У нас план на 2013 год – продать 3,5 тыс. автомобилей. Это рост на 1 тыс. автомобилей, по сравнению с 2012 годом. Но в 2012 году мы приросли на 1,2 тыс. автомобилей, поэтому, я думаю, прирост на 1 тыс. автомобилей мы должны обеспечить. Хотя I квартал, я должен сказать, не очень удачный для нас. Мы пока занимаем четвертое место по количеству проданных автомобилей. Но у нас подъем продаж идет во II, в III кварталах, а пик продаж приходится на IV квартал.

 

В прошлом году вы запустили программу утилизации техники. Тогда за сданную технику выдавали сертификаты на BYR 26 млн., в текущем году – BYR 18 млн. Почему вы снизили сумму?

 

– Любая работа должна быть рентабельной. В прошлом году мы сработали по нулям по этой программе, в этом году надо зарабатывать.

 

Вы были первыми, кто запустил программу утилизации. Вашим опытом воспользовались другие компании?

 

– Пока нет, потому что это довольно затратно. В программе утилизации должно участвовать государство. Государство получает налоги от продажи автомобилей, в первую очередь, НДС 20% по ввозу. Дополнительные продажи – дополнительные налоги. И часть этих налогов можно использовать на утилизацию. Но государство в этом не участвует. Но пока государство не будет инициатором и двигателем этого процесса и не будет участвовать финансово, то никакая фирма не будет заниматься этим добровольно.

 

То есть это была чисто ваша инициатива?

 

– Это было распространение российского опыта ГАЗа на Беларусь. Мы эту инициативу поддержали, договорились с ГАЗом. Государство участвует только в виде заготовки лома металлов, но этой проблемой они занимаются всегда.

 

Сколько автомобилей по программе утилизации было продано в прошлом году?

 

– В прошлом году было продано 305 автомобилей по этой программе. В этом году планируем продать примерно столько же. Программа довольно раскрученная, известная. Несмотря на то, что уменьшилась скидка по программе с BYR 26 млн. до BYR 18 млн., это нормальная сумма. Многие предприятия заинтересованы и ждут работы по этой программе.

 

Утилизацией автомобилей занимаются ваши специалисты?

 

– Утилизацией занимались мы, потому что по автомобилям есть особые требования. Там есть драгметаллы, вредные вещества, пластмасса, резина, которую нужно утилизировать. В текущем году мы также будем заниматься этой работой. Эта услуга платная, но деньги за металлолом получает владелец автомобиля.

 

В 2012 году была завершена реорганизация "БелГАЗавтосервиса" после завершения сделки с "Автотаксосервисом". В чем был смысл этой сделки? Вы покупали "Автотаксосервис" ради земельного участка?

 

– Земельные участки Мингорисполком выделяет под инвестиционные проекты. Мы сейчас заключаем инвестиционный договор по новой площадке в Колядичах под развитие собственного производства.

 

Мы давно сотрудничали с "Автотаксосервисом". Это предприятие, как и другие транспортные предприятия, было в состоянии падения. Мы заинтересовались ими и начали работать.

 

Во время совершения этой сделки вы прошли через кризис. Она была открыта в 2007 году, а завершена только в 2011-м. Кризис не изменил ваших планов?

 

– Скорее он замедлил процесс, а так мы сделали то, что намечали.

 

Будете ли вы в будущем заниматься деятельностью в сфере такси?

 

– Мы сохранили службу "Такси 181" и занимаемся ее развитием. Сегодня это просто диспетчерская служба, она без собственных автомобилей. Но если будут какие-то изменения на рынке, мы готовы участвовать в развитии службы, в том числе и автомобильным транспортом. Сегодня этот рынок неуправляемый и переполненный.

 

На площадке таксопарка вы планируете строить автоцентр, бизнес-центр. Вы переходите в иную сферу бизнеса – девелопмент. Насколько вам знакома эта ниша?

 

– Изучаем. Мы в проект планируем вложить USD 50 млн., наняли специалистов, инженеров для этого, сотрудничаем с другими компаниями.

 

Действительно этот бизнес совершенно новый для нас. Мы в нем никогда не работали. Но надо когда-то начинать. Мы строим для себя там дилерский центр, строим для сдачи в аренду или продажи офисный центр, гостиницу.

 

На какой стадии сейчас находится реализация проекта?

 

– На стадии завершения проектной документации. Строительство начнется в апреле. Срок строительства первой очереди – дилерского центра и торгового центра – 14 месяцев. Вторая очередь будет включать офисный центр и гостиницу. Весь проект будет завершен в 2015-2016 году.

 

Автоцентр ГАЗ после завершения первой очереди переедет из Колядичей на проспект Жукова?

 

– Нет, будут два полноправных автоцентра. Мы не планируем разделять специализации автоцентров. Нужно создать удобство для клиента, чтобы он имел право выбора. Между этими центрами будет конкуренция.

 

Какой период окупаемости вы закладываете в строительство этого мультифункционального комплекса?

 

– Примерно 6-8 лет.

 

Михаил Андреевич, есть ли у вас планы выхода в другие сферы бизнеса?

 

– Планы есть, но пока это мои собственные планы. Это не только транспорт, но и совершенно другие ниши. Сегодня нужно думать о том, что мы находимся в Едином экономическом пространстве. Рынок очень большой на восток от Беларуси, и очень близка к нам Европа. Есть очень много предложений от европейских фирм по сотрудничеству в сфере производства совершенно других направлений и продвижения полученных товаров на восточный рынок.

 

Зачем прорубать какие-то окна, если Беларусь – это широкие ворота?

 

Когда можно будет услышать о ваших новых проектах?

 

– Я думаю, к концу года.

 

Есть ли у вас планы по приобретению активов или по слияниям в Беларуси и за рубежом?

 

– Возможно приобретение активов как в Беларуси, так и за рубежом. Сливаться ни с кем мы пока не планируем. Хотя все возможно. Вот мы слились с "Автотаксосервисом"...

 

Скорее вы их поглотили.

 

– Не совсем так. Мы многое сохранили на том предприятии. Практически всех людей мы сохранили, традиции, название сохранили. Единственное, что все службы такси работают на привлеченном транспорте. Это общая тенденция, и у нас это тоже произошло. Все остальное — сервис, техосмотры, перевозки грузового транспорта – сохранились. У нас сейчас автопредприятие работает с 50 коммерческими автомобилями, оказывает и внутренние услуги по холдингу, и внешние услуги (около 70% от всего объема услуг). Мы все это сохранили.

 

В целом этот бизнес для нас не убыточен. Но и такой рентабельности нет, как в Колядичах. На выравнивание рентабельности между головным предприятием и автотранспортным требуется время. Год-два – и все будет выровнено.

 

Присматриваете ли вы какие-то активы за рубежом?

 

– У нас есть активы в Нижнем Новгороде. Мы приобрели там базу, на которой организовали производство изотермических фургонов. Сейчас проверка работы предприятия прошла, и мы начнем поставку изотермических фургонов на "ГАЗель Next" с той площадки. Это будет полностью локализованное производство.

 

Этот проект реализован при поддержке ГАЗа?

 

– Все, что мы сделали, было сделано при поддержке ГАЗа. Вся сервисно-сбытовая сеть из 15 дилерских предприятий была выстроена с поддержкой ГАЗа.

 

Какой объем инвестиций в актив в Нижнем Новгороде.

 

– Около USD 1,5 млн. Но еще не возвращены все банковские кредиты. Прошло пару лет с момента приобретения. Мы привели там все в порядок, организовали производство, и сегодня эта площадка стоит значительно дороже – не меньше USD 3 млн.

 

На этой площадке реально производить свыше 1000 фургонов в год.

 

Насколько насыщен российский рынок фургонов?

 

– Хорошими фургонами рынок слабо насыщен. Закладные фургоны – это просто, но они не эффективны. Мы производим изотермические фургоны.

 

Значительного давления со стороны китайских производителей не ощущается. Был первый заход китайских производителей, и тогда все насытились некачественной китайской продукцией. И сейчас им сложнее снова заходить на рынок. На это нужно время.

 

Рассматриваете ли вы Украину как рынок для своей продукции?

 

– Да, мы вели с ними переговоры, но пока успеха не достигли. По изотермическим фургонам мы ведем переговоры с Польшей и странами Балтии.

 

А "ГАЗели" и ГАЗы европейцев не интересуют?

 

– Пока производство ГАЗа не готово к европейским требованиям. Я думаю, что в течение этого и в следующем году возможен выход на рынок Европы с моделью "ГАЗель Next", которая комплектуется двигателем Евро-5, что соответствует требованиям Евросоюза.

 

Беседовал Алесь СЕРЖАНОВИЧ

Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с указанием авторства "Бизнес-новости" и наличием активной ссылки на сайт doingbusiness.by.