Курсы НБРБ на 27 июля
USD/BYN
1.9505
0.24%
16:07
EUR/BYN
2.2671
0.03%
16:07
100 RUB/BYN
3.2543
0.05%
16:07
100 UAH/BYN
7.5294
0.01%
16:07
10 PLN/BYN
5.3321
0.05%
16:07
1000 KZT/BYN
5.9642
0.43%
16:07
10 CNY/BYN
2.8882
0.21%
16:07
GBP/BYN
2.5459
0.38%
16:07

Эймунтас ЯНКАУСКАС: работа с IKEA заставляет постоянно повышать эффективность



Более 2 лет назад в СЭЗ "Могилев" по инициативе компании IKEA был создан мебельный кластер, в состав которого вошли ИООО "Мебелаин" (холдинг SBA) и ИООО "ВМГ Индустри" (холдинг VMG). Фактически это один из первых деревообрабатывающих кластеров в Беларуси. О том, как создавалась компания Мебелаин, о ее сотрудничестве с компанией IKEA, о подходах к повышению эффективности в интервью агентству "Бизнес-новости" рассказал директор ИООО "Мебелаин" Эймунтас ЯНКАУСКАС.

 

– Мы принадлежим холдингу SBA. В его состав входят трикотажные фабрики в Украине, Литве, компании в сфере недвижимости, предприятия других отраслей. Мебельная группа – это одна из них.

 

В мебельную группу входят 7 фабрик в Литве, России и Беларуси. В Литве основаны следующие мебельные предприятия: в 1993 году – фабрика KLAIPĖDOS BALDAI, в 1996 году – ŠILUTĖS BALDAI, в 1998 году – KAUNO BALDAI, в 2005 году – GERMANIKA, в этом же году открылась компания "Новомебель" в России, годом позже – еще одна мебельная фабрика в Литве – Visagino linija, а в 2013 году было основано наше предприятие в СЭЗ "Могилев" – ИООО "Мебелаин". Мы ориентированы для работы на российский рынок.

 

Продвижение и закупки в рамках мебельных предприятий концерна SBA осуществляются через одну компанию – SBA Мебельная компания. Более чем 90% нашей продукции экспортируется, и основным покупателем является концерн IKEA. 

 

– Почему при создании компании Мебелаин выбрали Беларусь, ведь деятельность компании ориентирована на российский рынок?

 

– Это было сделано по инициативе IKEA. Обсуждались несколько стран, в которых была возможность осуществлять производство для российского рынка. Беларусь стала натуральным выбором – она географически близко расположена к основному рынку продаж, а также сюда удобно ввозить необходимые материалы из Европы. Важную роль в таком выборе сыграло положительное отношение к инвестициям со стороны государства и инфраструктура, созданная СЭЗ "Могилев". Кроме того, в этой стране существуют многолетние традиции по производству мебели, а это важно при поиске и подготовке работников.

 

– А не рассматривалась ли возможность создания производства мебели на базе уже действующего предприятия?

 

– Конечно, такая возможность рассматривалась, но опыт показывает, что часто это не самое лучшее решение. Например, для фабрики "Новомебель" в России было куплено старое помещение завода, признанного банкротом. Оно было в очень плохом состоянии, и половина инвестиций ушла на реновацию. Было важно, чтобы Мебелаин представлял в Беларуси литовский бизнес, поэтому концерн SBA решил построить фабрику, которая в некотором смысле презентовала бы в Беларуси и нашу страну и ее бизнес. Было решено начать строительство фабрики с нуля, на новом месте, с хорошей планировкой, позволяющей при необходимости расширить производство и, что самое важное, с инфраструктурой, предназначенной для нужд работников.

 

Когда проект создавался, около действующей площадки было оставлено место для расширения производства. Мы надеемся на возможность для роста объемов производства в два раза. Однако все зависит от ситуации на рынках – ситуация в России в настоящее время не позволяет думать о расширении и главная наша задача на 2016 год – сохранить существующий объем продаж.

 

Экономическая ситуация в мире и в этом регионе, как и мебельная мода, меняются очень быстро. С одной стороны, компании западного капитала приостанавливают развитие производства в России, с другой стороны – мебель в домах сегодня меняется намного быстрее, чем раньше. Это значит, что массовое производство в некотором смысле "мельчает". Для того чтобы остаться конкурентоспособными, мы должны расширять производство, внедряя большое количество новых артикулов.

 

В настоящее время есть достаточно много заказов на новые виды мебели, с другим дизайном, по другим технологиям. Если раньше у нас было 60 артикулов, то сейчас – 100-125. Если добавим еще – то получится 150 артикулов. И все это мы будем производить.

 

IKEA каким-то образом участвует в концерне SBA?

 

– Нет, она основной покупатель. Предприятия концерна SBA производят около 230 артикулов мебели, это весомая часть всего продуктового портфеля IKEA.

 

– Ваша мебель разрабатывается в рамках группы SBA?

 

– Нет, разработками занимается IKEA. У них есть своя группа разработки. Однако наши предприятия, имея немалый опыт, часто предлагают новые идеи по совершенствованию производства или отдельных изделий, а также по внедрению каких-либо инноваций. Если предложенные идеи приемлемы для наших партнеров, тогда они внедряются в производство.

 

– Внутри холдинга SBA сопоставляется эффективность различных производств?

 

– Конечно, показатели разных предприятий сравниваются между собой. Но мы являемся не конкурентами, а соратниками: делимся опытом, идеями, know how. Внутри концерна сформирована рабочая группа инноваций, специалисты из разных предприятий общаются между собой для обмена опытом и создания новых идей.

 

– Какое место занимает Мебелаин в холдинге?

 

– Мы небольшие. Если Мебелаин в год производит продукции на EUR 20 млн, то одна мебельная фабрика KLAIPĖDOS BALDAI – на EUR 60 млн. То есть, мы выпускаем только треть объема продукции одной из фабрик холдинга. С другой стороны, наше предприятие ориентировано на будущее – когда ситуация в экономике региона изменится, мы будем готовы расти и расти очень быстро.

 

– Сколько инвестиций уже вложено в ваше производство?

 

– Объем инвестиций в наше производство с начала 2013 года составил около EUR 16 млн. На производстве занято около 330 работников. Производственное помещение у нас составляет 14 тыс. кв. метров, это оптимальная маленькая фабрика. Мы производим почти все те же изделия, что и другие фабрики, но каждый раз мы стараемся разработать новые отделки.

 

У нас есть план по инвестициям. В 2015 году мы инвестировали EUR 1 млн, в наступившем году вложим столько же.

 

– Приостановите ли вы инвестиционную программу из-за того, что рынок падает?

 

– Если смотреть в мировом масштабе, мебельное производство – очень конкурентоспособная отрасль промышленности. Это гонки, в которых, раз остановившись, скорее всего, будешь вынужден покинуть трассу. Поэтому мы должны приспосабливаться к изменениям на рынке не путем уменьшения инвестиций, а путем увеличения эффективности производства. Именно внедрение инноваций позволяет улучшать показатели предприятия.

 

– Производство большого числа артикулов мелкими партиями более затратно?

 

– Да, это дополнительные затраты. Можно делать меньше артикулов при больших объемах и меньших затратах. А мы идем сейчас на большее число артикулов, более медленное производство при чуть больших затратах. Но это реальность современной мебельной промышленности. Если к ней не приспособишься, если, забыв изменения спроса и меняющиеся привычки покупателей, будешь дальше ориентироваться на шкалу экономии – беды неизбежны.

 

– Есть ли возможность перераспределить объемы поставок с российского рынка, который падает, на другие рынки, в частности, в Европу?

 

– В 2014 году наши продажи составили EUR 15 млн, на 2015 год мы видим, что будет EUR 20 млн. Таким образом, несмотря на не очень благоприятные макроэкономические условия, рост есть. В 2016 году, в первую очередь, необходимо сохранить то, что удалось достигнуть в прошлом году. Из предприятия в Беларуси мы поставляем продукцию и на европейский рынок, но будущие объемы трудно прогнозировать.

 

При поставке продукции на европейский рынок мы вынуждены конкурировать с большими фабриками, имеющими стабильную поставку сырья. А мы, в масштабе Европы, являемся небольшой, недавно открывшейся фабрикой, которой еще необходимо найти надежных партнеров. Везти сырье и детали из Литвы – не лучшее решение, а найти в Беларуси то, что подходит нам по качеству и цене, непросто.

 

– Как кризис на российском рынке повлиял на вашу рентабельность?

 

– Ассортимент наших изделий растет, а объем их партий уменьшается, поэтому увеличиваются расходы. Но это следствие изменения моды на мебель, а не российского кризиса. Прямых убытков вследствие российского кризиса мы не понесли, однако кризис имеет влияние на возможности нашего роста. Темпы увеличения производства могли бы увеличиться, если бы ситуация на российском рынке была иной.

 

– У вас эксклюзивный договор с IKEA? Вы не можете продавать продукцию другим заказчикам?

 

– Нет, у нас не эксклюзивный договор. Мы не можем продавать ту мебель, которую производим для IKEA, другим покупателям. Но другую мебель продавать можно.

 

Однако самый лучший заказчик – это IKEA. Наш концерн с ним работает с 1999 года, вместе прошли и хорошее, и плохое. Это надежный партнер, который помогает совершенствоваться и работать эффективнее.

 

– Если бы вы покупали сырье по более низким ценам, могли бы вы еще больше оптимизировать затраты?

 

– По импорту мы получаем 50% материалов. Иногда мы превышаем установленную квоту, и тогда нам приходится платить налоги. Но если бы мы могли расширить закупки внутри Беларуси, то можно было бы сократить затраты. По тем товарам, которые мы покупаем в Беларуси, мы видим, что цена должна быть намного ниже, тогда и наша продукция была бы гораздо более конкурентоспособной, и ее можно было бы продать на европейском рынке.

 

– За счет чего еще вы повышаете эффективность на вашем предприятии?

 

– Я пришел на фабрику год назад. Изначально производство здесь было нацелено на высокую производительность и отлаженность всех процессов. Но за год удалось еще больше ее повысить. Если раньше мы делали продукции на EUR 1 млн в месяц, то сейчас – на EUR 2 млн в месяц тем же количеством людей.

 

В большинстве случаев мы переносим практику наших предприятий, которые работают в Литве. Мы применяем метод LEAN – бережливого производства. Это значит, что нужно не делать ненужных вещей. Даже на самых старых станках можно организовать эффективное производство.

 

Я сделал таблицу, где каждый цех и отдел записывает, что он сделал для повышения эффективности своей работы или производства. Кто-то придумал какое-то приспособление, кто-то добился сокращения труда людей. Когда мыслишь по LEAN, тогда все воспринимаешь, отталкиваясь от этого подхода. Смотришь и обнаруживаешь muda (яп. 無駄 – потери, отходы) везде.

 

– Сотрудничество с ВМГ Индустри – это тоже одно из направлений повышения эффективности?

 

– Да. В нашем сотрудничестве минимум логистических затрат. Все процессы здесь построены по проекту IKEA. Такой же кластер действует в Литве. Одно производство выпускает плиты, гнутоклееные изделия и мебель, а другое – только мебель. И логистика построена так, чтобы соседнее предприятие производило плиту, а мы покупали эту плиту.

 

Думаю, что на многих предприятиях в Беларуси можно было бы организовать эффективное производство. Возможно, импульсом станет приход частного собственника на государственные предприятия. Так же было и в Литве. Государственные фабрики там потихоньку "умирали", но потом прошла приватизация, и они опять пошли вверх. Когда пришел новый менеджмент, всем стало интересно, как работают процессы, почему здесь высокие затраты, и как сделать производство и компанию в целом более эффективным.

 

С нашего предприятия однажды уйдут литовские менеджеры (сейчас нас здесь всего 3 человека), и белорусы возьмут руководство на себя. И я верю, что у них получится построить эффективную систему управления.

 

Беседовали Алесь СЕРЖАНОВИЧ и Ирина ЮЗВАК.

Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с указанием авторства "Бизнес-новости" и наличием активной ссылки на сайт doingbusiness.by.