Курсы НБРБ на 27 мая
USD/BYN
1.8598
0.42%
17:49
EUR/BYN
2.0868
0.32%
17:49
100 RUB/BYN
3.2799
0.64%
17:49
100 UAH/BYN
7.046
0.04%
17:49
10 PLN/BYN
4.9947
0.55%
17:49
1000 KZT/BYN
5.991
0.55%
17:49
10 CNY/BYN
2.7112
0.56%
17:49
GBP/BYN
2.394
0.23%
17:49

Борис МЕДНИК:: незначительный рост рынка страхования лучше, чем галопирующий



В 2013 году для страховых компаний изменилась методология ведения финансовой отчетности. Страховщики перешли на так называемый метод подписанной премии: начисление страховых взносов по договорам страхования (сострахования, перестрахования) отражается в отчетности независимо от того, поступили страховые взносы или нет. В интервью агентству "Бизнес-новости" генеральный директор страховой компании B&B Insurance Co Борис Медник рассказал о реальной ситуации на рынке страхования, о причинах падения тарифов на автокаско, а также о факторах, негативно влияющих на инвестиционную привлекательность отрасли.

 

По данным Минфина, в I полугодии объем привлеченных страховых взносов вырос на 71,1% (до BYR 3 365 млрд), чистая прибыль страховщиков увеличилась на 24,5% (до BYR 369,8 млрд). Однако, по словам самих страховщиков, это не совсем объективно отражает реальную ситуацию на рынке из-за изменения методологии учета взносов. На самом деле рынок растет или падает?

 

– Пока наблюдается незначительный рост рынка, и это лучше, чем галопирующий рост. Хотя действительно этот год будет не показательным, так как происходит своего рода "задвоение" результатов деятельности в связи с тем, что в финансовой статистике учитываются подписанные премии в том числе прошлого года. В 2014 году произойдет падение по показателям статотчетности, но это будет не фактическое падение, а техническое. В то же время ожидается дальнейший, пусть и не значительный, рост страховых взносов.

 

– А почему незначительный рост рынка в этом году, по вашему мнению, лучше бурного роста?

 

– Такой рост создает определенные риски для всех игроков, что хорошо показал пример 2007-2008 годов. В тот период произошел резкий рост спроса на услуги страховых организаций из-за увеличения продаж автомобилей за счет привлечения банковских кредитов. Но особенность ведения страхового бизнеса заключается в том, что страховые организации обязаны нести ответственность перед клиентом на протяжении всего года. И когда на внутреннем рынке в тот период произошел резкий рост стоимости ремонта автомобилей, страховые компания не смогли пересмотреть условия договоров и заставить клиентов доплатить взносы.

 

Это привело к росту страховых выплат. Страховщики продолжительный период выходили из этой ситуации. И сегодня нельзя исключать повторения ситуации, когда стоимость ремонта вырастет раньше, чем страховые компании успеют пересмотреть уровень тарифов. Разница лишь в том, что при нынешнем небольшом росте рынка потери страховых компаний будут более прогнозируемыми.

 

– Что происходит сегодня с тарифами?

 

– На рынке наблюдается ситуация обратная той, что сложилась в 2007-2008 годах. При сохранении стоимости ремонтных работ происходит рост стоимости приобретаемых автомобилей, что привело к снижению тарифов. С начала года тарифы по страхованию дорогих автомобилей стоимостью свыше USD 40 тыс. снизились примерно на 20%. Если в начале года тарифы составляли 5% от стоимости автомобиля, то сегодня на рынке тарифы сложились на уровне 3,5-4,5%. Тем не менее, страховые компании увеличили объем собираемых взносов, которые на сегодня превышают объем страховых выплат.

 

– И как долго может продлиться тенденция снижения тарифов?

 

– Думаю, в начале следующего года, когда страховые компании поймут, что они недобирают взносы, падение тарифов приостановится.

 

– Как текущая ситуация отразилась на прибыльности автокаско? Данный вид страхования всегда считался убыточным.

 

– Еще с прошлого года автокаско является прибыльным видом страхования. Прибыльность составляет около 5-7%. На это повлиял не только фактор роста стоимости автомобилей при сохранении стоимости ремонта. Страховщики стали жестче относиться к формированию клиентской базы. Например, если клиент слишком часто в течение года попадал в аварии, то с нового года он вряд ли сможет застраховаться в этой компании. Страховщики проводят отсев подобных клиентов.

 

Кроме того, на прибыльность автокаско влияет непосредственно уровень тарифов, который формируется на основе анализа данных статистики. Например, у нас тарифы на автомобили BMW и Honda в 2 раза выше, чем на другие автомобили. В частности, на BMW седьмой модели стоимостью USD 20-30 тыс. минимальный взнос составляет USD 2 тыс., на остальные автомобили аналогичной стоимости – USD 1 тыс. Это связано с тем, что автомобили BMW, по статистике, чаще попадают в аварии, чаще подвергаются нападению третьих лиц, кроме того, ремонт этих автомобилей значительно дороже.

 

В январе-июле этого года продажи новых автомобилей на белорусском рынке увеличились на 50%. По прогнозам Белорусской автомобильной ассоциации, белорусский рынок новых автомобилей в 2013 году может вырасти до 30 тыс. Такой рост продаж повлиял на объем привлекаемых страховых взносов?

 

– Наша компания не ощутила какого-то влияния. Дело в том, что на белорусском рынке в большом количестве продаются автомобили стоимостью до USD 20 тыс. Но для таких автомобилей затраты на страхование достаточно высокие. При этом удешевить тарифы сложно, так как стоимость ремонта недорогих машин равна стоимости ремонта не очень новых дорогих машин.  

 

По словам отдельных игроков рынка, еще с середины прошлого года наблюдается тенденция сокращения количества заключенных договоров каско с физлицами и рост договоров, заключаемых с юрлицами. По их мнению, это объясняется отсутствием спроса со стороны населения на автокредитование из-за высоких процентных ставок. В свою очередь юрлица имеют возможность приобретать новые автомобили в лизинг, что зачастую выгоднее, чем привлечение кредитов.

 

– Тенденция увеличение доли юрлиц в сегменте страхования легковых машин действительно наблюдается. Однако причина замещения физлиц юрлицами связана не только со стоимостью привлекаемых ресурсов. Юрлица имеют возможность возвращать НДС, из-за чего автомобили для них оказываются на 20% дешевле. Физлицо в свою очередь не может вернуть 20% налога.  

 

– Помимо каско какие еще виды страхования сегодня пользуются повышенным спросом?

 

– Востребованы все продукты, связанные с автотранспортным страхованием. Это и страхование гражданской ответственности, ответственности перевозчиков, экспедиторов, страхование грузов. Также наблюдается рост спроса на страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ. Это связано с приходом в Беларусь иностранных инвесторов, которые реализуют инвестпроекты в строительстве. Причем на страхование выделяются соответствующие бюджеты. Наши строители не привыкли защищать себя подобным образом.

 

– Какова стоимость проектов, которые страхуются иностранными инвесторами?

 

– Страхуются проекты и на USD 300 млн., и на USD 1 млрд. Что касается страховых компаний, как правило, мы ориентируемся на тарифы перестраховочных организаций.

 

Есть ли на рынке спрос со стороны юрлиц на страхование ответственности кредитополучателей? Учитывая сегодняшнюю высокую стоимость заемных средств, у субъектов хозяйствования есть все основания страховать свои кредитные риски.

 

– На самом деле страховщики неохотно берут на себя риски по страхованию ответственности кредитополучателей, в том числе из-за неопределенности на рынке. Как правило, страхуются кредиты без обеспечения или когда обеспечения недостаточно. Но это большие риски для страховых компаний.

 

– Влияют ли на страховой рынок происходящие время от времени колебания на валютном рынке?

 

– Особого влияния эти колебания не оказывают, так как у всех страховых компаний есть лицензии на прием взносов в иностранной валюте, и большинство клиентов платят взносы в валюте. Это позволяет минимизировать валютные риски. В целом по рынку доля валютных взносов составляет около 70%.

 

Частные страховые компании так и не дождались обещанной правительством либерализации условий ведения бизнеса. Однако в марте текущего года Минфин озвучил новые планируемые нововведения на рынке страхования. В частности, одним из нововведений может стать снятие ограничений по размеру вклада иностранного учредителя в уставный фонд страховой организации (сегодня он составляет не более 35%). Как это может отразиться на рынке?

 

– Это упростит работу с потенциальными инвесторами и повысит инвестиционную активность самих страховых компаний. Сегодня крупный международный инвестор, заинтересованный в покупке доли в белорусской страховой компании, не может это сделать напрямую. Для покупки компании он должен создать структуру в Беларуси, и только потом осуществить сделку.

 

– Кстати, один из крупнейших страховщиков Европы французская группа компаний АХА так и не оформила сделку по покупке 80% доли B&B Insurance Co, хотя соответствующее соглашение было подписано еще в 2010 году. Какова вероятность, что сделка состоится?

 

– Скорее всего сделка не будет закрыта. Средства не были уплачены в оговоренные сроки, да и времени достаточно прошло с момента подписания соглашения.

 

– Какие законодательные изменения, на ваш взгляд, позволят максимально повысить инвестиционную привлекательность страхового рынка?

 

– На инвестиционную привлекательность отрасли негативно влияет существующая дискриминация на страховом рынке. Потенциальные инвесторы не заинтересованы вкладывать деньги в рынок, на котором созданы неравные условия  для частных и государственных компаний, например, в части допуска к обязательным видам страхования. Поэтому наибольший эффект дало бы снятие этих ограничений. Это повысило бы уровень конкуренции на рынке, а в конечном счете в выигрыше оказался бы потребитель.

 

– Полагаете, после снятия ограничений многие госпредприятия захотят сменить страховую компанию с государственной на частную?

 

– Для государственных субъектов хозяйствования действуют свои ограничения по добровольным видам страхования, которые заключаются в обязанности страховаться только у государственных страховщиков. И я не исключаю, что после снятия ограничений произошел бы переток клиентов из государственных страховых компаний в частные, естественно, только в случае наличия в частных компаниях более выгодных, интересных, дешевых и качественных предложений. Наши коллеги из госкомпаний тоже грамотные в части ведении бизнеса, формировании тарифной политики, обслуживания клиентов, исполнения обязательств.

 

Но для государственных страховых компаний создана система преференций. Например, юрлица, которые обслуживались в государственных страховых компаниях, могли относить расходы по некоторым видам страхования на себестоимость продукции. Если предприятие обслуживалось в частной компании, расходы на страхование приходилось оплачивать за счет прибыли. Насколько существенно такие ограничения влияли на рост клиентского портфеля частных компаний?

 

– Эти ограничения уже сняты, и на самом деле не оказывали существенного влияния на рынок, хотя и не способствовали его развитию. Дело в том, что затраты на страхование были несоизмеримы с размерами выплат, которые мог получить собственник. Например, клиент хочет застраховать свои складские запасы на BYR 8 млрд. За год размер затрат по страховым взносам для него составит около BYR 16 млн. При оплате расходов на страхование за счет прибыли затраты составили бы около BYR 19 млн. Но что такое BYR 19 млн. против BYR 8 млрд.?

 

– Помимо шагов по либерализации Минфин параллельно планирует ужесточить определенные требования к страховым компаниям. В частности, рассматривается возможность увеличения минимального размера уставного фонда страховых организаций до EUR 5 млн. в эквиваленте. Например, для страховых организаций, не осуществляющих страхование жизни, это означает увеличение уставного фонда в 5 раз. Выполнимы ли такие требования?

 

– У крупных игроков собственный капитал на сегодня превышает порог в EUR 5 млн. В частности, собственный капитал B&B Insurance Co составляет порядка EUR 20 млн. С моей точки зрения, собственный капитал принципиально ничем не отличается от уставного фонда. Поэтому у основных игроков не возникнет сложностей с выполнением требования по увеличению уставного фонда. Возможно, определенные сложности возникнут у некрупных компаний, которым, не исключено, придется либо укрупняться, либо искать инвесторов. Не исключаю, что именно такие цели и преследует Минфин – добиться укрупнения рынка, повышения финансовой устойчивости страховых компаний.

 

– Какова доля на рынке B&B Insurance Co?

 

– Около 7-8%. Потенциал компании позволяет рассчитывать на увеличение доли в краткосрочной перспективе до 10%.

 

Беседовал Андрей КОЖЕМЯКИН.

 

Фото с портала TUT.BY

Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с указанием авторства "Бизнес-новости" и наличием активной ссылки на сайт doingbusiness.by.