Курсы НБРБ на 27 мая
USD/BYN
1.8598
0.42%
17:49
EUR/BYN
2.0868
0.32%
17:49
100 RUB/BYN
3.2799
0.64%
17:49
100 UAH/BYN
7.046
0.04%
17:49
10 PLN/BYN
4.9947
0.55%
17:49
1000 KZT/BYN
5.991
0.55%
17:49
10 CNY/BYN
2.7112
0.56%
17:49
GBP/BYN
2.394
0.23%
17:49

Аудриус МИКШИС:: в этом году рынок пива может упасть на 3%



Белорусские пивовары прогнозируют падение внутреннего рынка в этом году. В интервью агентству "Бизнес-новости" генеральный директор ОАО "Лидское пиво" Аудриус Микшис рассказал, какие факторы существенно сказываются на развитии рынка, какую долю рынка может занять импортное пиво, как компании удалось нарастить объемы производства и что ей дает выпуск лицензионных марок.

 

По данным концерна "Белгоспищепром", в июне белорусские пивоваренные предприятия выпустили пива на 7% больше, чем в июне 2012 года. Впервые с начала года был зафиксирован рост производства пива в помесячной динамике, что объясняется сезонным фактором. Однако, в целом по итогам I полугодия производство пива в Беларуси сократилось на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем поставок белорусского пива  на внутренний рынок  упал на 7,4%. Как, по вашим прогнозам, будет развиваться ситуация на рынке во II полугодии?

 

– Рынок продолжит падение. Но мы надеемся, что темп сокращения рынка не увеличится. По нашим прогнозам, по итогам 2013 года падение рынка может составить около 3%.

 

Какие факторы негативно сказываются на рынке?

 

– Одной из причин падения рынка является рост цен на пиво из-за роста акцизов, ставки которых в Беларуси выше ставок у стран-соседей. По данным Белстата, в январе-июне цена на пиво увеличилась на 11,6%.

 

Думаю, пиво белорусских производителей продолжит дорожать даже при стабильном уровне акцизов, так как существенную долю в цене пива занимает такая статья, как сырье. Впрочем, пока фактор сырья оказывает минимальное влияние на цену пива.

 

Между тем 1 июня появился еще один фактор влияния как на ценовую политику пивоваров, так и целом на производственный процесс. Постановлением Министерства экономики с 1 июня на 20% увеличилась стоимость акцизных марок, предназначенных для маркировки ряда товарных позиций, в том числе пива. Цель, как сообщалось, в том, чтобы минимизировать поступление на рынок контрафактной продукции. Как отражаются на бизнесе подобные решения?

 

– На самом деле в Беларуси я вообще не вижу необходимости маркировать пиво. Проблема ввоза контрафактного пива не стоит так остро, как по некоторым товарным позициям. Из-за маркировки в то же время снижается эффективность работы скоростных производственных линий. Сегодня на линии по выпуску пива в стеклянной таре производится около 30 тысяч бутылок в час. И на каждую необходимо наклеить акцизную марку. В перспективе за счет инвестиций мы планируем увеличить производительность до 50 тысяч бутылок в час. И маркировка такого количества бутылок станет определенной проблемой для предприятия.

 

– По мнению пивоваров, развитие белорусского рынка пива в 2013 году во многом будет зависеть от интенсивности экспансии импорта. По итогам прошлого года доля импортного пива в Беларуси составила около 23%. Насколько, по прогнозам, эта доля увеличится по итогам текущего года?

 

– Думаю, доля импортного пива на рынке Беларуси в текущем году может увеличиться до 30%. На сегодня большую угрозу для белорусского пива представляют импортные бренды, прежде всего, относящиеся к среднеценовому сегменту, которые вновь появились в большом количестве на белорусском рынке.

 

– В мае импортеры обновили рекорд по ввозу пива в Беларусь в 2013 году, поставив на внутренний рынок 1 458,5 тыс. дал пива. За счет каких преимуществ импортное пиво успешно конкурирует с белорусским за доступ к потребителю?

 

– Одно из конкурентных преимуществ импортного пива – известность и узнаваемость брендов, из-за чего потребители зачастую делают выбор в пользу пива иностранных производителей, даже если оно чуть дороже белорусского пива.

 

Поэтому белорусским производителям в целях повышения своей конкурентоспособности на внутреннем рынке необходимо повышать привлекательность брендов, реализовывать программы лояльности потребителей к брендам.

 

– ОАО "Лидское пиво" в I полугодии оказалось одним из двух игроков, увеличивших производство пива к прошлому году. Чем обусловлен рост в условиях сокращения рынка?

 

– Рост производства связан с целенаправленным увеличением складских запасов к сезону. Традиционно потребление пива в сезон увеличивается примерно в 1,5 раза. Однако наши мощности не позволяют сегодня наращивать производство пива в таких объемах, чтобы удовлетворить растущий спрос в сезон. По этой причине предприятие несколько месяцев производило пиво не только для последующей реализации, но и для поставок на склад. Тем самым мы создали необходимый запас продукции для продажи в сезон.

 

– Какой рост производства запланирован в целом по году?

 

– Предприятие планирует увеличить объемы производства и реализации пива на внутреннем рынке на 10% по сравнению с 2012 годом. Также планируем, что доля компании в категории "пиво" по этому году увеличится до 14-15% с 13,6% по итогам 2012 года.

 

– "Лидское пиво" заняло второе место среди основных игроков по темпам роста экспорта пива в январе-июне – 123% к прошлому году. Куда преимущественно экспортируется пиво и не собирается ли компания расширять географию экспорта?

 

– Освоение новых рынков не предвидится, пока мы не увеличим мощности. В прошлом году мы завершили трехлетнюю программу модернизации, по итогам которой производственные мощности были увеличены на 30% – до 8 700 тыс. дал.

 

В текущем году финский концерн Olvi (ему принадлежит 92% акций ОАО "Лидское пиво" – "Бизнес-новости") инвестирует в развитие предприятия более EUR 5 млн. На предприятии уже ведутся работы по расширению бродильно-лагерного отделения с установкой шести дополнительных цилиндро-конических танков, началось бурение второй артезианской скважины на территории производства. Также инвестиции будут направлены на установку дополнительного компрессора мощностью 3,5 мВт. Это делается для расширения мощностей, для удобства производственного процесса и более гибкой работы в части развития новых сортов пива.

 

Поэтому в части экспорта пока мы сосредоточены на поставках пива на основные рынки сбыта – Россию, Латвию, Украину, Польшу. Планируем, как и в прошлом году, увеличить экспорт (в прошлом году поставки на внешние рынки увеличился на 52% – "Бизнес-новости").

 

– Почему компания фактически прекратила поставки пива на рынок Литвы?

 

– Мы передали на литовские заводы лицензии на производство пива и таким образом сократили наши логистические затраты. Внутри семьи это нормально, когда при соблюдении всех технологических процессов компания может производить популярные сорта других заводов. Это позволяет более эффективно тратить ресурсы. В Литве уже есть дочерняя компания концерна Olvi, аналогичная "Лидскому пиву", поэтому нам нет смысла завоевывать литовский рынок, конкурируя с компаниями собственного концерна.

 

– В линейке ОАО "Лидское пиво" присутствуют лицензионные марки. Собирается ли компания расширять ассортимент за счет новых лицензионных брендов?

 

– Сегодня ОАО "Лидское пиво" производит лицензионные марки Sandels, A. Le Coq Pils, Angry Birds, Hello Kitty, Dynami:t. До конца года будет выпущено еще несколько новинок в рамках существующих ассортиментных линеек. В настоящее время мы ведем переговоры по другим брендам, но пока они не завершены, поэтому пока оставим интригу.

 

Производство лицензионных марок пива – это улучшение имиджа компании на рынке, повышение доверия к компании со стороны клиентов, дополнительный опыт от производителей других мировых брендов.

 

Хотелось бы затронуть вопрос использования тары. По этому поводу было много дискуссий в рамках ЕЭП в процессе обсуждения техрегламента "О безопасности алкогольной продукции". По статистике, в общем объеме производства белорусских компаний доминирует пиво в ПЭТ. Учитывая, что пивоварам удалось настоять на неведении запрета на розлив пива в ПЭТ-тару, планирует ли ОАО "Лидское пиво" сокращать производство пива в другой таре?

 

– На самом деле стратегическая цель нашей компании – развивать продажи пива в стеклянной таре. Причина проста: в стеклянной таре качество пива сохраняется дольше всего.

 

– Бизнес-сообщество подготовило проект концепции системы депозитного сбора, которая затронет в том числе и пивоваров и отразится на цене продукции. Правда, позиция самих игроков рынка пока широко не озвучивалась.

 

– Система депозитного сбора должна функционировать, и мы выступаем за ее внедрение. Но, на мой взгляд, этот вопрос необходимо проработать более тщательно. В Литве такая система внедрялась несколько лет, и вокруг нее было много дискуссий. Что касается функционирования такой системы в Беларуси, необходимо проработать вопросы финансирования, компенсации затрат торговым точкам, где предполагается размещение пунктов приема тары, транспортировки тары и другие вопросы.

 

– Возвращаясь к вопросу о техрегламенте. По нашей информации, документом, по инициативе в том числе белорусских производителей, разрешено использование соложеных и  несоложеных материалов при производстве пива в пропорции 50/50. Что это даст пивоварам и не приведет ли к ухудшению качества пива?

 

– Это даст свободу в выборе рецептуры. Современные технологии позволяют производить пиво с использованием не солода, а ячменя, из которого производится солод. ОАО "Лидское пиво" в своей производственной деятельности вообще не использует несоложеные материалы, поэтому в данном случае я говорю за своих коллег.

 

Увеличению доли несоложеных материалов препятствовали солодовни, так как здесь встает прямая угроза их бизнесу. Но это никак не скажется на качестве пива.

 

Беседовал Андрей КОЖЕМЯКИН.

Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с указанием авторства "Бизнес-новости" и наличием активной ссылки на сайт doingbusiness.by.