Курсы НБРБ на 25 апреля
USD/BYN
1.8763
0%
14:21
EUR/BYN
2.0122
0%
14:21
100 RUB/BYN
3.3354
0%
14:21
100 UAH/BYN
6.9518
0%
14:21
10 PLN/BYN
4.6996
0%
14:21
1000 KZT/BYN
5.9922
0%
14:21
10 CNY/BYN
2.725
0%
14:21
GBP/BYN
2.3997
0%
14:21

Андрей ЗУБКОВ:: количество объектов сети "Евроопт" в 2013 году в Беларуси вырастет в 1,8 раза, в России – в 4 раза



ООО "Евроторг", владеющее крупнейшей в Беларуси розничной сетью "Евроопт", планирует в 2013 году удвоить товарооборот и увеличить количество торговых объектов  на 100. В интервью агентству "Бизнес-новости" генеральный директор компании Андрей Зубков рассказал об инвестиционных планах ООО "Евроторг", своем видении проблемы конкуренции на белорусском рынке и продвижении сети "Евроопт" на российском рынке.

 

 

- Сеть "Евроопт" на сегодня насчитывает 125 магазинов. До конца этого года вы планируете открыть еще примерно 100 новых магазинов. В рамках стратегии расширения сети на что будут направлены основные инвестиционные затраты – на строительство новых объектов или покупку розничных игроков?

 

- Покупка розничных операторов заранее никогда не планируется. Но мы с определенной периодичностью интересуемся у игроков их планами касательно возможной продажи. Нередко магазины оказываются обремененными долговыми обязательствами, не знают, что делать в сложившихся обстоятельствах и готовы обсуждать предложение о продаже. В прошлом году у нас было несколько подобных сделок. В этом году мы продолжим мониторинг рынка, но будут ли сделки, зависит от того, кто захочет продать бизнес.

 

Вкладывать в строительство сегодня гораздо выгоднее, потому что затраты на реконструкцию составляют почти 50% от затрат на строительство нового объекта. Поэтому доля магазинов, вошедших в сеть в результате реконструкции действовавших торговых объектов, составляет всего 20%, остальные 80% были либо построены с нуля, либо преобразованы в магазины из непрофильных объектов.

 

- Какова окупаемость затрат в строительство новых объектов?

 

 

- Сегодня строительство одного квадратного метра торговой площади стандартного торгового объекта составляет USD 1100-1200, средняя окупаемость – около 5 лет.

 

- В прошлом году ООО "Евроторг" инвестировало в развитие сети "Евроопт" USD 200 млн. Одним из источников инвестиций стало размещение корпоративных облигаций. По данным центрального депозитария, в 2012  году компания "Евроторг" осуществила размещение девяти выпусков облигаций в белорусских рублях на общую сумму BYR 78 млрд., один выпуск в долларах США на USD 10,5 млн. Планируются ли новые выпуски облигаций в этом году и на какую сумму?

 

- Будем смотреть по ситуации. До этого мы преимущественно работали с кредитными продуктами в первую очередь белорусских банков. Но у банков сегодня установлены определенные лимиты на одного заемщика – 25% от капитала банка. И в некоторых банках эти лимиты ООО "Евроторг" были почти полностью выбраны. Поэтому облигации стали дополнительным источником финансирования. Мы хотели изучить этот источник привлечения ресурсов,получить опыт работы, поэтому размещались под высокую ставку (ставка купона по рублевым облигациям составляла  35-47%, по валютным – 9,8% – прим. "Бизнес-новости"). Если возникнет потребность в финансировании, которая не будет закрыта другими источниками, то вновь разместим облигации. Основными источниками инвестиций будут банковские кредиты, доля которых в общем объеме инвестиций может составить от 50 до 70%, и заработанная прибыль, а это также немалые ресурсы.

 

- В каких объемах ООО "Евроторг" планирует привлечение кредитов банков?

 

- В прошлом году сумма привлеченных кредитных ресурсов превысила USD 100 млн. В частности, кредит на USD 100 млн. предоставила российская группа "Альфа-Банк", также было подписано соглашение с  Европейским банком реконструкции и развития на EUR 10 млн. В этом году рассчитываем привлечь кредитные ресурсы в объеме не меньше прошлогоднего уровня. В этой связи еще в прошлом году мы начали переговоры с рядом зарубежных банков и продолжим их в этом году. Обычно сроки заключения сделок составляют минимум 3-4 месяца.

 

- По какой ставке предлагают кредиты зарубежные банки? Как показал наш мониторинг, крупнейшие белорусские банки сегодня кредитуют субъектов хозяйствования в валюте под ставку 10-12%.

 

 

- У зарубежных банков ставки по кредитам ниже, но не намного.

 

- Помимо традиционных мини- и супермаркетов  в какие еще инвестпроекты планируется вложить привлеченные ресурсы?

 

- Часть финансовых средств будет инвестирована в расширение сети магазинов бытовой техники "Техно плюс". На сегодня сеть насчитывает 5 таких магазинов. План на этот год – ввести в эксплуатацию еще 10 магазинов в рамках торговых центров, в том числе несколько в Минске. Также будем расширять свои производственные мощности. Сегодня мы имеем два мясоперерабатывающих производства – колбасный цех и колбасный завод суммарной мощностью  300 тонн колбасных изделий в сутки. В крупных форматах сети функционируют цеха по производству мясных полуфабрикатов и выпечки. Планируем создать аналогичные цеха во всех магазинах, за исключением формата "Евроопт-мини". Через месяц планируем запустить в Минске предприятие по выпуску рыбных пресервов. В этих целях ООО "Евроторг" ранее выкупило за USD 1 млн.  холодильное помещение. Также рассматриваем возможность и строительства высокотехнологичного хлебокомбината.

 

- Ранее заявлялось о том, что компания "Евроторг" ведет переговоры с крупными партнерами в банковском секторе, в сфере заправочных услуг, аптек, чтобы создать совместный продукт. На какой стадии реализации этот проект?

 

- Речь идет о кобрендинговой программе лояльности. На сегодня нами эмитировано порядка 830 тысяч карточек лояльности, более 70% из которых активны, то есть покупатели ими пользуются. И мы заинтересованы развивать это направление. В этой связи действительно ведем переговоры с нашими партнерами, чтобы вывести новую кобрендинговую карточку лояльности, которая позволит получать скидки на товары у наших партнеров – в аптеках, на заправках. В ближайшее время мы озвучим подробную информацию об этом проекте и планах по его реализации. 

 

- В прошлом году ООО "Евроторг" приобрело ОАО "Международный резервный банк", переименованнный  в  этом году в ОАО "Евроторгинвестбанк". За счет каких источников планируется увеличить нормативный капитал банка до EUR 25 млн., чтобы получить  возможность привлекать средства физлиц и активизировать кредитную деятельность?

 

- Рассматриваются различные источники увеличения нормативного капитала, не исключено, что уже в этом году он достигнет требуемых EUR25 млн. Мы хотим разработать новые программы лояльности, интересные кредитные продукты для покупателей, чтобы развивать сеть бытовой техники. 

 

- В прошлом году сеть "Евроопт" впервые появилась в малых городах – Мяделе, Кричеве, Слуцке, Сморгони. Планирует ли сеть в этом году расширить географию своего присутствия в регионах? Ранее вы отмечали сопротивление со стороны местных властей открытию магазинов частного сетевого оператора.

 

- Мы продолжим расширять сеть, в том числе за счет создания объектов в малых городах. Хотя действительно на сегодня подписано лишь 15 инвестдоговоров из 100 запланированных. В остальных случаях мы получили отказ от предоставления земельных участков под строительство торговых объектов.

 

- Чем чиновники  аргументировали свою позицию?

 

- В некоторых населенных пунктах нам объяснили, что не было получено разрешение области, в некоторых чиновники мотивировали  отказ отсутствием свободных земельных участков.

 

- Против расширения крупных розничных операторов активно выступают и представители малого бизнеса. В частности, Республиканская конфедерация предпринимательства  предлагает, чтобы доля каждой розничной сети в Минске и областных центрах не превышала 10% товарооборота. Что вы думаете по этому поводу?

 

- Топ-10 крупнейших сетей занимают сегодня только 26% рынка, доля "Евроопта" – около 10%. Если нас ограничить 10%, это снизит наши возможности в части предоставления потребителям товаров по еще более низким ценам. В соседних странах уровень конкуренции выше, чем в Беларуси, но при этом развиваются и крупные сети и мелкая торговля. В Литве сеть Maxima занимает 38% рынка розничной торговли. В России Минэкономразвития заявило о необходимости увеличения порогового значения присутствия сетей в товарообороте с 25 до 35%. В российском министерстве полагают, что искусственное ограничение присутствие сетей на рынке приводит к снижению стимулов для здоровой конкуренции. Если бы наши предприниматели обращали внимание на то, как работают их коллеги в Европе,то нашли бы для себя массу вариантов успешно конкурировать с крупными игроками.

 

- Например?

 

- Покупка франшизы у крупных игроков, создание нишевых магазинов.

 

- Основные претензии малого бизнеса касаются ценовой политики розничных сетей и невозможности конкурировать с крупными игроками, имеющими широкие возможности снижать розничные цены для потребителей.

 

 

- Хотите конкурировать с крупными сетями по цене – создавайте закупочные союзы. Крупные игроки получают хорошие ценовые предложения от  производителей за счет эффекта масштаба, то есть закупки больших партий товара. Мелкие розничные игроки могут получить такой же эффект масштаба, объединившись в закупочный союз для покупок больших партий товаров и последующего распределения продукции между участниками союза. Но малый бизнес не умеет договариваться, потому что ищет какие-то сиюминутные выгоды.

 

- Насколько известно, сеть"Евроопт" начала активно осваивать российский рынок. Каковы планы по развитию бизнеса в России на этот год?

 

 

-  Сегодня в России открыто 15 торговых объектов, до конца года планируем увеличить их количество до 50-60. Расширение сети на российском рынке планируется в двух направлениях - Смоленск, Брянск, возможно движение в сторону Курска, и  Москва и Московская область.

 

- Одно из конкурентных преимуществ сети "Евроопт" в Беларуси – низкие цены. За счет чего удается конкурировать с российскими сетями?

 

 

- Ценовая политика на российском рынке довольно жесткая. Тем не менее по 50% товарных позиций из всего предлагаемого ассортимента у нас есть возможность успешно конкурировать по цене с российскими сетями. Кстати, не всегда удается делать привлекательные ценовые предложения по белорусским товарам, но здесь акцент делается на качество. Впрочем, при высокой конкуренции на российском розничном рынке относительно низкая цивилизованность торговли. Это касается комфорта, сервиса,организации работы. Например, товарное присутствие на полках часто не достигает даже 80%. Магазины "Евроопт" в этом плане отличаются от российских, и это еще одно из наших конкурентных преимуществ. 

 

Беседовал Андрей КОЖЕМЯКИН.

 

 

Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с указанием авторства "Бизнес-новости" и наличием активной ссылки на сайт doingbusiness.by.