Курсы НБРБ на 25 апреля
USD/BYN
1.8763
0%
14:21
EUR/BYN
2.0122
0%
14:21
100 RUB/BYN
3.3354
0%
14:21
100 UAH/BYN
6.9518
0%
14:21
10 PLN/BYN
4.6996
0%
14:21
1000 KZT/BYN
5.9922
0%
14:21
10 CNY/BYN
2.725
0%
14:21
GBP/BYN
2.3997
0%
14:21

Александр ЯНОВСКИЙ:: конкурировать на внешних рынках с иностранными производителями становится сложнее из-за разных условий ведения бизнеса



ОАО "Керамин" – самый крупный на сегодня игрок белорусского рынка по производству керамической плитки и сантехнических изделий. Доля компании по плитке составляет 42%, по сантехнике – 50%. В интервью "Бизнес-новости" генеральный директор ОАО "Керамин" Александр Яновский рассказал об инвестиционных планах предприятия на 2013 год, ситуации со спросом на внешних рынках и значимости для "Керамина" российского рынка, а также об особенностях конкуренции с иностранными производителями.

 

– Официальная статистика показывает, что пока 2013 год для предприятий отрасли складывается хуже, чем прошлый. В январе-мае производство плитки и плит керамических снизилось на 0,7%. Чем объясняется такое падение?

 

– Снижение производственных показателей за 5 месяцев связано с деятельностью "Керамина". В январе на предприятии была демонтирована самая старая производственная линия, что привело к падению производства на предприятии на 7%.

 

На сегодня уже инвестировано около BYR 100 млрд. в закупку и монтаж новой линии (с дополнительной инфраструктурой) по производству плитки итальянской компании Sacmi. Ее запуск состоялся 20 июня. Новая линия в 2,5 раза производительнее старой, с ее вводом в эксплуатацию мощности предприятия будут увеличены примерно на 2,5 млн. кв. метров плитки в год – до 20 млн. кв. метров.

 

– Как это скажется на темпах роста производства ОАО "Керамин" по году?

 

– Думаю, за II полугодие мы прирастем. В целом в 2013 году ОАО "Керамин" планирует увеличить объем производства плитки с 17,5 млн. кв. метров в 2012 году до 18,5 млн. кв. метров.

 

– Помимо BYR 100 млрд. планируется ли еще инвестиции в производственные мощности ОАО "Керамин" в 2013 году?

 

– В текущем году объем инвестиций составит не меньше уровня прошлого года – BYR 124 млрд. Cкорее, больше.

 

В настоящее время на линии по производству плитки для полов уже работает машина цифровой печати, которая позволяет получить продукцию по своему цветовому разрешению равную аналогам производителей европейских стран. До конца года еще одну машину цифровой печати планируется поставить на новую линию. Это позволит получать продукцию совершенно иного качества и даст определенные конкурентные преимущества перед другими производителями.

 

В сентябре предприятие планирует запустить производство мозаики. Пока на белорусском рынке нет как такового предложения мозаики. У нас, между тем, есть продукт, из которого можно сделать качественную мозаику.

 

На начальном этапе планируем производить 50 тыс. кв. метров мозаики и дальше корректировать объемы производства продукции в зависимости от спроса.

 

Также в текущем году компания намерена усовершенствовать работу с декоративными элементами и закупить для этих целей необходимое оборудование стоимостью около EUR 70 тыс.

 

– Введение новых и усовершенствование действующих мощностей связано больше с тенденциями на рынке или усилением конкуренции со стороны зарубежных игроков?

 

– Сегодня на внутреннем рынке реализуется продукция из России, Украины, Италии, Китая, но присутствие импортеров нас не пугает. Наша доля на белорусском рынке по плитке составляет 42%, по сантехнике – 50%, и она меня устраивает. Хотя китайцы и сбивают рынок, устанавливая цены на некоторые товарные позиции низкого качества в два раза ниже, чем у нас. А вот тенденции на рынке на самом деле беспокоят. На всех рынках, в том числе на внутреннем, чувствуется настороженность покупателей.

 

– Как это отражается на продажах и прибыли?

 

– По итогам января-апреля по объему реализации в Беларуси и за рубежом мы приросли в физическом выражении на 17% к прошлому году, в стоимостном – на 21%. Ежемесячно предприятие реализует всей товарной продукции на BYR 110-115 млрд. Правда, рентабельность продаж из-за больших инвестиций и объемов лизинга составила только 2%. Но, думаю, с учетом ввода новых мощностей и выпуска новой продукции рентабельность продаж по итогам года составит 10%.

 

Что касается прибыли, то за 4 месяца она составила BYR 40 млрд. По году мы рассчитываем увеличить прибыль в 1,5 раза к прошлому году (в 2012 году – BYR 83 млрд. – "Бизнес-новости"). Но пока сложно сказать, каким в итоге окажется текущий год.

 

Какой объем поставок продукции на внешние рынки запланирован на этот год, и что сегодня происходит на ключевом рынке сбыта – в России?

 

– На внешние рынки в 2013 году планируется поставить продукции на USD 91 млн. или на 10-12% больше, чем в 2012 году. Но на показателях экспорта будут оказывать влияние спрос и продажи на российском рынке, который занимает 57% от всего объема реализации или 85% от всего экспорта. По этой причине я сегодня слежу за котировками нефти, наверное, даже более пристально, чем Игорь Сечин (глава "Роснефти", бывший вице-премьер РФ – "Бизнес-новости"), потому что от цен на нефть будет зависеть макроэкономическая ситуация на рынке России.

 

Наша доля на рынке России сегодня составляет около 10%. Но работать стало сложно не только из-за ухудшения макроэкономической ситуации, а из-за усиления конкуренции в результате выхода на российский рынок мощных итальянских, испанских и других зарубежных производителей.

 

Например, компания Маrazzi имеет в собственности заводы в России и Украине. Она располагает сумасшедшими ресурсами и может позволить себе все. Пока мы успешно конкурируем с производителями из третьих стран и ни в чем им не уступаем. Но делать это все тяжелее из-за разных условий для ведения бизнеса.

 

– В чем заключается эта разница?

 

– Многие зарубежные предприятия располагают сегодня собственными ресурсными базами и несут затраты на закупку сырья в значительно меньшем объеме. "Керамин" в свою очередь белую глину, например, закупает в Украине, полевой шпат, без которого невозможно производить плитку и сантехнику, импортирует либо с Урала, либо из Турции. И сегодня в себестоимости, в материальных затратах импорт занимает порядка 80%.

 

Вторая проблема – стоимость энергоресурсов. Наши предприятия достаточно энергоемкие из-за высокого потребления газа и электроэнергии, что обусловлено спецификой производства. В материальных затратах энергия занимает 23%, 15% – газ и 8% – электроэнергия.

 

– Но цена на российский газ для Беларуси сегодня – одна из самых низких в Европе. По данным Белстата, в первом квартале средняя цена 1 тыс. куб. м составила USD 164.

 

– Но при этом средняя отпуская цена газа для промышленности, по данным того же Белстата, составляет около USD 275. "Керамин" в свою очередь платит за газ USD 336. Откуда такая цена?

 

В то же время российская промышленность, по данным Росстата, покупает газ по USD 125, но для предприятий нашей отрасли действуют понижающие коэффициенты. В результате отпускная цена составляет USD 80-90. Мы же платим в 4 раза дороже.

 

– Какова ситуация с ценой на электроэнергию?

 

– Российские и украинские предприятия нашей отрасли покупают электроэнергию по 8 центов за кВт*ч, "Керамин" – по 16 центов.

 

Во всем мире энергоемкие производства получают поправочные понижающие коэффициенты. В нашем случае это не предусмотрено.

 

– Получается, что единственная возможность сократить энергозатраты – это внедрение энергосберегающих технологий?

 

– На самом деле, возможности для экономии не безграничны. На одном из предприятий, на котором я в свое время работал, энергопотребление в себестоимости составляло 7,3%. За счет технических мероприятий этот показатель был снижен до 1,8%. На таком предприятии, как "Керамин", добиться такого снижения энергопотребления невозможно из-за специфики производственного процесса. Сегодня, например, разрабатываются горелки, которые позволят сократить потребление газа всего на 1,5%.

 

На "Керамине" мы провели ряд энергосберегающих мероприятий по возврату тепла от печей, рекуперации. В следующем году планируем начать работать на собственной электроэнергии путем введения установки когенерации. Но принципиально это не отразится на снижении энергопотребления.

 

В то же время в Беларуси достаточно производств, которые работают на старых технологиях, но при этом имеют льготы и по электроэнергии, и по газу. 

 

– Может быть "Керамину" также следует пролоббировать свои интересы в части получения поддержки со стороны государства по оплате за энергоресурсы?

 

– Я вообще против господдержки, так как она развращает и позволяет проедать бюджетные средства. Конечно, могут быть проекты по примеру строительства АЭС, в которые государство должно вкладывать инвестиции. Но когда господдержкой пользуется 300-400% предприятий (многие субъекты хозяйствования одновременно задействованы в реализации десятка программ господдержки), мне это не понятно.

 

По официальным данным Белстата, в Беларуси за четыре месяца увеличилось количество убыточных предприятий. Сумма чистого убытка убыточных организаций по сравнению с январем-апрелем 2012 года выросла в 1,8 раза. Есть предприятия, которые уже 15 лет перебиваются из убытка в убыток, но при этом они охвачены господдержкой, которая направляется в том числе на выплату заработной платы. Естественно, такие предприятия и не думают о повышении экономической эффективности и развитии.

 

Если у нас такое законодательство, давайте внесем в него изменения, но не будем всю промышленность охватывать господдержкой. Все должны быть в равных условиях. Хотя и в рамках существующего законодательства можно работать и зарабатывать прибыль.

 

– Какие сегодня дополнительные источники повышения экономической эффективности "Керамина" вы видите?

 

– Думаю, это улучшение структуры ассортимента выпускаемой продукции. Сегодня мы вынуждены производить плитку эконом-класса с минусовой рентабельностью, но продукция востребована на рынке и обеспечивает дилерам быструю оборачиваемость. Но есть коллекционная продукция, доходная, которая позволяет компенсировать убытки от реализации плитки эконом-класса. Я хочу, чтобы коллекционная плитка и плитка эконом-класса производилась в пропорции 70/30. Тогда у предприятия будет нормальная экономика для развития. Пока мы имеем другую пропорцию.

 

Беседовал Андрей КОЖЕМЯКИН.

Использование материалов агентства возможно только при соблюдении Правил перепечатки

Все материалы Информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" имеют исключительно информативные цели и не являются публичной офертой к купле/продаже каких-либо ценных бумаг или осуществлению любых иных инвестиций. Информация, содержащаяся на страницах портала doingbusiness.by, получена из источников, которые агентство считает заслуживающими доверия. При этом редакция и авторы текстов не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся на страницах портала информации. Использование материалов разрешено только с указанием авторства "Бизнес-новости" и наличием активной ссылки на сайт doingbusiness.by.